Россия будущего. Что её ждёт

Дарья Пак разбирает четыре основных сценария

|

Автор: Дарья Пак

С начала войны с Украиной многие лидеры общественного мнения начали говорить либо о «скором падении режима Путина», либо о «беспросветном мраке». Но как показывают последние девять месяцев, никаких глобальных перемен не случилось, и мало кто теперь прогнозирует то, что ждёт Россию в ближайшем будущем. Мы попробуем описать возможные сценарии развития страны, которые возможны и при победе, и при поражении России в войне с Украиной.


Иллюстрация: Софья Липаткина / Скат media


Раскол элит и борьба за власть


Такой вариант развития событий допускают практически все политологи. Раскол элит в России замечен с самого начала войны: по одну сторону — «партия войны» во главе с Пригожиным, Кадыровым и Медведевым, а по другую — олигархи и бизнесмены, которые несут убытки из-за европейских санкций. Этот сценарий один из самых вероятных, так как для него неважно, выиграет Украина или Россия, умрёт ли Путин своей смертью или в результате «дворцового переворота». Так как современный российский режим построен на личности одного человека — Путине, после его смерти неизбежно активное деление власти внутри Кремля. От того, кто победит в этих внутренних процессах и будет зависеть, пойдёт Россия по демократическому пути или продолжит войну с новой силой. 


Иллюстрация: livejournal / d-e-r-v-i-s-h


Победа демократического крыла


Пожалуй, лучший для страны вариант — победа в борьбе за власть после смерти Путина бизнесменов, которые заинтересованы в снятии санкций и демократизации страны хотя бы для вида. Первым, что должно произойти при этом — демократические выборы с допуском всех кандидатов и прекращение войны с Украиной.


Важно понимать, что даже в этом «идеальном» случае, процесс восстановления России после правления Путина быстрым не будет. Санкции не снимаются за один день, новому правительству нужно будет очень постараться, чтобы показать Европе реальные изменения во внешней и внутренней политике. Для сотрудничества с Европой также будет важно принять ответственность за войну в Украине. Да, процесс принятия ответственности займёт долгие годы, и, скорее всего, как и в Германии, к этому придёт уже следующее новое поколение россиян. Процесс «принятия» и «раскаяния», как показывает нам история, происходит через десятилетия, для этого принципиально важно, чтобы сменилось поколение и посмотрело на то, что произошло, новыми глазами.


Однако такой вариант всё же можно назвать положительным, и Россия сможет развиваться и занять свою нишу среди демократических стран. Есть и опасность в варианте с демократическими выборами их непредсказуемые итоги. Люди, поддерживающие войну, никуда не исчезнут после смерти Путина, и, вероятно, они проголосуют за Пригожина, нежели за ярого противника войны. Такой расклад с приходом демократической власти возможен не только в случае смерти Путина, но и в случае поражения России в войне с Украиной, но об этом позже.


Фото: Ридус


Хунта


Тот самый сценарий, вследствие которого страну ждёт действительно «беспросветный мрак», — победа «партии войны». Один из предполагаемых борцов за власть — Евгений Пригожин. «Скат» ранее писал о возможной пригожинской информационной кампании против Кремля. Очевидно, что в таком случае Россия будет в обновлённом прогрессивном авторитарном режиме, так как предполагаемые «авторитаристы» уже успеют овладеть современными технологиями.


В этом случае ждать снятия санкций и окончания войны не стоит. Скорее нас будет ждать усиление санкций и продолжение войны в Украине с новой силой. А вследствие затяжной войны высоко вероятны новые волны мобилизации и полное закрытие границ РФ. Делать вид заботливого президента никто из «партии войны», судя по всему, не собирается. Россия погрузится в ещё большую изоляцию и со временем она будет только усугубляться. В случае оккупации украинских земель РФ надолго потеряет возможность сотрудничества с другими цивилизованными странами. Более того, если хунта сможет преподнести людям успехи в войне и новые земли, поддерживающие Путина и войну станут более лояльными. А, возможно, рейтинг власти начнёт подниматься, как это было с Крымом в 2014 году: когда людям покажут реальный результат и перестанут забирать мужчин на войну, население станет чувствовать «вкус победы» и хунта укрепится у власти.


Евгений Пригожин и Рамзан Кадыров. Фото из соцсетей


Распад России


По версии политиков и историков, этот сценарий самый маловероятный, но полностью исключать его никто не осмеливается.


Мне это [распад России] кажется малореальным. Но всё возможно. После 24 февраля я уже ни о чём не решаюсь сказать, что это невозможно. Я много очень ездила по России, я не вижу какого-то запроса на отдельные государственные образования такого уж сильного. Но я, к сожалению, понимаю, что людей очень легко поднять. И мне бы хотелось, чтобы Россия не распалась, а преобразовалась.

Тамара Эйдельман, российский историк


Предпосылок для распада может быть много: недовольство национальных республик, где проводят самые массовые мобилизационные мероприятия, нежелание малых народов воевать за «русских на Донбассе», недовольство своими национальными лидерами, или в случае победы Украины — удобный момент для выхода из состава Федерации, чтобы не нести никакую ответственность за агрессию в Украине. Более того, по мнению Тамары Эйдельман, такой сценарий ни для кого не был бы приятным:


Понимаете, я совсем не уверена, что какой-либо стране хорошо, если у неё под боком оказывается конгломерат маленьких, бедных, голодных и, скорее всего, враждующих между собой государств. Это территория хаоса, который легко перекидывается через границы. Вот этот вот очень распространённый миф о том, что Америка хотела развалить Советский Союз… Никому не выгодно, чтобы вот эта огромная территория превратилась в какие-то бесконечные воюющие государства. Никто не знает, кто будет контролировать атомное оружие в такой ситуации. Я понимаю, что сегодня кажется, что если не будет этого агрессивного монстра, то мы будем жить спокойнее. Это не так. Потому что, слово «агрессивный» всё равно останется. Надо с агрессивностью бороться, а не с монстром.


Тамара Эйдельман. Фото из соцсетей


Заключение


По какому бы сценарию не пошла Россия, понятно, что просто не будет. Наша задача — продолжать рассказывать вам правду, чтобы страна в важный момент пошла по верному пути и смогла занять своё место среди цивилизованных стран. Мы продолжаем оставаться с вами, что бы не случилось. С наступающим Новым годом!


Редакторы: Аделаида Бергман и Лев Гяммер


Материал подготовлен при поддержке «Фонда Бориса Немцова за свободу»

Поддержите Скат media

Наша единственная надежда в эти тёмные времена — вы.