Краткая история ЛГБТ-сообщества в России

От толерантности до статьи за «экстремизм»

|

Автор: Мария Мартынова

Помогите сохранить «Скат media»

Даже маленькое пожертвование поможет «Скату» не утонуть!

Во многих странах июнь считается «месяцем гордости» ЛГБТ-сообщества. Изначально его начали отмечать в США после Стоунволлских бунтов 1969 года, но со временем празднование распространилось и за пределы Штатов.


Иллюстрация: Софья Липаткина / Скат media


Несмотря на то, что государственную гомофобию в России любят оправдывать «традиционными ценностями», преследование людей за ориентацию пришло в страну только во времена Петра I. Так, ещё в XVII веке, Российское государство являлось одной из немногих европейских стран, где гомосексуальные связи не несли за собой никакого светского наказания. 


Иллюстрация: Дмитрий Ураниец


Впервые светское наказание за гомосексуальность в России появилось в 1706 году в «Кратком артикуле», который сначала использовался как военно-уголовный кодекс для суда над иностранцами в русском войске, а затем и для русской кавалерии. За гомосексуальные связи «виновным» грозило сожжение. Однако в 1716 году в российском «Воинском уставе» санкции были снижены до телесного наказания. Закон распространялся только на военных. В 1767 году был принят «Наказ Екатерины II», который отменил телесные наказания, в том числе и за однополые связи. При Николае I в 1832 году был принят закон о «мужеложестве», согласно которому гомосексуальность наказывалась лишением всех прав и ссылкой в Сибирь на срок от 4 до 5 лет.


В 1917 году большевики отменили все царские законы. Новые уголовные законы не предусматривали наказание за однополые отношения. Позднее, в ходе сталинских репрессий в 1933 году, мужчин, которые вступали в гомосексуальные связи, объявляли «шпионами», «контрреволюционерами», «деклассированными элементами» и «классовыми врагами», а в уголовный кодекс были внесены соответствующие поправки. Статья 154 УК РСФСР за «мужеложество» предполагала наказание в виде лишения свободы на срок от трёх до пяти лет, а за «мужеложество, совершённое с применением насилия или с использованием зависимого положения» лишение свободы на срок от пяти до восьми лет. Некоторые из дел гомосексуальных людей рассматривались трибуналами ОГПУ как политические преступления «во внесудебном порядке», некоторые проходили через суд. Обвинения в «мужеложестве» в 30-х годах тесно переплетались с обвинениями в «шпионаже» и «контрреволюционном заговоре».


После смерти Сталина, несмотря на «оттепель», гомофобная политика не была пересмотрена. Кроме того, в 1958 году издали секретный документ МВД РСФСР «Об усилении борьбы с мужеложеством», что привело к росту приговоров по статье за «мужеложество» на 40%.


В то же время добровольные женские однополые отношения не преследовались по закону, однако лесбиянок принудительно отправляли в психиатрические больницы для «лечения». Несколько месяцев девушкам давали психотропные препараты, а после выхода их ставили на психиатрический учёт как «душевнобольных». Во время Брежнева некоторые юристы предлагали ввести уголовные наказания за женскую гомосексуальность, но идею посчитали ненужной.


В 70-х – 80-х годах международное правозащитное гей-движение обратило внимание на происходящее в СССР: преследование гомосексуальных людей рассматривали как часть нарушений прав человека в Советском Союзе. В 1983 году появилась первая советская правозащитная квир-организация «Голубая лаборатория», но в 1986 году организация распалась из-за давления КГБ.


Митинг Либертарианской партии РСФСР в 1990 году. Фото: We Love the 80’s


После распада СССР антигомосексуальная статья не была отменена и в 1991 году по ней осудили 462 человека, а в первом полугодии 1992 года — 227. В 1993 году был принят закон РФ N 4901-I, который среди прочего декриминализировал однополые отношения. 1 января 1999 года органы здравоохранения России перешли на МКБ-10 (Международная классификация болезней десятого пересмотра, — прим. ред.), тем самым так называемый «гомосексуализм» официально исключили из списка заболеваний. 


Квир-историк Дэн Хили в книге Russian Homophobia from Stalin to Sochi отмечает, что гомофобия на государственном уровне сформировалась в России ещё в первые два срока правления Путина. Поводом для этого послужила попытка наладить отношения с националистами, которые относятся враждебно к квир-сообществу. Например, было создано движение «Идущие вместе», которое обвиняли в фашистских методах борьбы с инакомыслящими, и его последующая реорганизация в движение «Наши», получившее название «Путинюгенд» или «Нашисты». Инициаторами движения являлись в том числе депутаты Госдумы от «Единой России»: Сергей Белоконев, Илья Костунов, Максим Мищенко и Роберт Шлегель. Путин называл работу «Наших» «примером гражданского общества».


Уже в 2003 году депутат Госдумы Александр Чуев внёс на рассмотрение закон о запрете «пропаганды гомосексуализма», однако парламент инициативу не поддержал. Чуев неоднократно повторно выступал с данным предложением, но его каждый раз отклоняли. Несмотря на это, в 2006 году мысль о запрете «пропаганды» стала распространяться среди консерваторов, и в том же году в Рязанской области был принят закон о запрете «пропаганды гомосексуализма» среди несовершеннолетних. 


В 2011 году консерватизм фактически стал государственной идеологией на фоне развития протестного движения. Это привело к принятию в 2013 году федерального административного закона о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений».


Читайте также: Российская гомофобия — не то, чем кажется


Правозащитные организации в 2017 году отметили начало массового преследования за гомосексуальность в Чечне. Полиция стала похищать, арестовывать и пытать мужчин, которых подозревают в однополых связях. Чеченские и российские власти отрицают это.


17 ноября 2023 года Минюст РФ обратился в Верховный суд с иском о запрете «Международного общественного движения ЛГБТ» и уже 30 ноября 2023 года «международное общественное движение ЛГБТ» было объявлено «экстремистской организацией» и запрещено.


Несмотря на уголовное преследование, в 1830−40 годах в Российской империи начала формироваться городская квир субкультура. После отмены крепостного права и индустриализации страны в больших городах стали появляться квир кафе, рестораны, гостиницы, бани салоны и импровизированный «гей-музей», а после революции 1905 года из-за ослабления цензуры в печати появилось большое количество художественной, научно-популярной и бульварной литературы гомосексуальной тематики.


В 2006 активисты GayRussia собирались провести первый гей-парад в России и направили заявление в администрацию Москвы, однако Мэр города Юрий Лужков запретил акцию. Активисты всё равно попытались возложить цветы к вечному огню в Александровском саду и провести пикет у памятника Юрию Долгорукому, но были разогнаны и задержаны.


Год спустя активисты ещё раз попробовали провести парад в Москве, но милиция, ОМОН и православно-националистические организации пресекли попытку.


ЛГБТ-демонстрация на Невском проспекте в 2014 году. Фото: InkBoB


В 2008 году националисты и верующие собрались на Тверской, чтобы помешать гей-параду, но активисты появились в другом месте и прошли шествием от памятника Чайковскому по Большой Никитской.


В 2011 году попытку парада снова подавил ОМОН, задержали более 60 человек.


4−5 июля 2012 года появились сообщения, что в Санкт-Петербурге впервые официально согласовали публичную акцию в защиту ЛГБТ, однако позднее власти города отозвали своё согласование. 


В 2017 году состоялась самая продолжительная акция в защиту прав ЛГБТ. В Санкт-Петербурге на Марсовом поле прошли прайд и серия пикетов. Несмотря на то, что мероприятие прошло без особых конфликтов, после завершения неизвестные напали на активистов и журналистов с газовыми баллончиками.


Весной 2024 года в России возбудили уголовное дело против двух сотрудников гей-бара Pose в Оренбурге. Их обвиняют по статье об «организации работы экстремистской организации».


Гомофобная политика современной России достигла своего пика во время войны против Украины. Сейчас в стране запрещают и уничтожают книги на ЛГБТ-тематику, отменяют спектакли за «пропаганду ЛГБТ», а признание «экстремистским» несуществующего «Международного общественного движения ЛГБТ» может повлечь за собой увеличение репрессий.


Редактор: Аделаида Бергман

Поддержите Скат media

Наша единственная надежда в эти тёмные времена — вы.