Митинг в поддержку Навального в сердце «братской» Путину Сербии. Как это было

Дебютный репортаж Кати Кобенок

|

Автор: Катя Кобенок

21 января в Белграде прошёл митинг россиян в рамках всемирной акции «Свободу Навальному и всем политзаключённым». Акция охватила более 70 городов в более 30 стран мира. 


Митинги и шествия были приурочены ко второй годовщине ареста Алексея Навального. Два года назад, 17 января, политик вернулся в Россию после лечения в Германии от отравления ядом группы «Новичок». Навального арестовали в аэропорту Шереметьево на паспортном контроле. Сейчас оппозиционер находится в тюрьме по обвинению в ряде уголовных преступлений. В марте 2021 года его приговорили к 9 годам строгого режима.


Иллюстрация: Софья Липаткина / Скат media


Люди с плакатами и транспарантами начали стекаться к Площади Республики в центре сербской столицы к двум часам дня. Мероприятие прошло под лозунгом «Моя Россия сидит в тюрьме».


Акция проходила мирно. Протестующие хором повторяли призывы отпустить Навального, кричали «Свободу Навальному!», «Свободу [Илье] Яшину!», «Свободу [Алексею] Горинову!» и «Россия будет свободной!» Люди размахивали бело-сине-белыми флагами, которые стали символом российского протеста против войны. Также на мероприятии были видны и бело-красно-белые флаги, символ протестов в Беларуси.


Фото: Катя Кобенок / Скат media


По оценкам организаторов, белградская акция объединила около трёх сотен человек. За происходящим с другой стороны дороги следили несколько полицейских, но в мероприятие они никак не вмешивались.


Репрессии в России — это невероятная катастрофа


Организаторы говорят, что эта акция показывает солидарность со всем политическими заключёнными не только в России, но и в Беларуси. Только с начала войны в России почти 400 человек стали фигурантами уголовных дел за свою антивоенную позицию. Счёт административных дел уже идёт на тысячи. 


Елена, волонтёр Российского Демократического Общества (РДО) в Сербии говорит в разговоре со «Скатом»:


Это [репрессии в России] невероятная катастрофа, это абсолютное лишение человека на его базовое право, на свободу слова. 


В России такой протест в поддержку политзаключённых скорее всего не состоится, а если и состоится, то его быстро и жёстко разгонят, считает активистка.


Мы имеем привилегию, что мы уехали, и мы можем говорить. Мир должен видеть, что Россия — это не процветающее государство, которое вдруг решило уморить государство соседнее. Мир должен слышать, что россияне — это люди, страдающие от Путина, люди, которые тоже попали под эту диктаторскую машину.


Сербы не понимают, как работает репрессивная машина в России


Организаторы считают, что акцией они также пытаются привлечь внимание сербского общества о проблеме политзаключённых в России, говорит Елена.


Типичный житель Сербии не очень интересуется проблемами внутри России. То есть они знают, что да, война. Вроде, наверное, есть какие-то причины. Ведь не совсем же они там сошли с ума.


Фото: Катя Кобенок / Скат media


Большая часть жителей Сербии не очень понимает, почему россияне уехали из своей страны, когда их свободе вроде как ничего не угрожало.


Никто из них не понимает, насколько мощно работает эта репрессивная машина. Когда мы разговариваем просто с людьми даже на улице и рассказываем им об арестах на митингах, о посадке людей за ценники в магазине, за репосты и за слово «война», произнесённое вслух, они находятся в шоке, потому что они действительно об этом не знали. 


По словам Елены, не все сербы даже знают о существовании Навального и не знают, какое количество политических заключённых сейчас в России.

 

Сербия – это глоток свежего воздуха


В Сербии нет такого понятия, как согласованный или несогласованный митинг. Активистам лишь нужно уведомлять полицию о мероприятии для охраны протестующих.


Когда я пошла на свой первый митинг в Сербии, я увидела полицейских и очень сильно испугалась. У меня внутри всё сжалось. А потом этот полицейский не кинулся винтить меня, а пошёл перекрывать дорогу, чтобы колонна протестующих смогла пройти и не помешать движению автомобилей.


Для Елены тот митинг стал настоящим культурным шоком. Она говорит, что сербская полиция очень доброжелательна и поддерживает протестующих.


Я общалась с несколькими полицейскими. Они за то, чтобы проводить антивоенные и антипутинские протесты. Никто из них не поддерживает Владимира Путина, развязанную им войну и репрессии.

.

Фото: Катя Кобенок / Скат media


Елена говорит, что российским эмигрантам в Сербии есть, чему поучится у местного населения, которое выходит на протесты. Она была на экологическом протесте в Белграде в прошлом году и видела, как активно кричат протестующие.


Большая часть наших граждан настолько обижена этой репрессивной машиной, что когда они в первые разы приходят на митинги, они просто как будто бы стоят и ждут, что их арестуют.


Хотя Сербия считается страной, где свобода слова реализована не в полной мере, после России это прямо «глоток свежего воздуха», считает Елена. 


Знаешь, как житель Северной Кореи бы приехал в Россию и сказал: «Боже, как здесь свободно?» Примерно такое же чувство у нас возникает в Сербии.


Редактор: Лев Гяммер

Поддержите Скат media

Наша единственная надежда в эти тёмные времена — вы.