Сторона обвинения запросила четыре года и один месяц колонии-поселения для чеченской политзаключённой Заремы Мусаевой по статье о «дезорганизации деятельности исправительной колонии» (ч. 2 ст. 321 УК).
Зарема Мусаева — жена федерального судьи в отставке Сайди Янгулбаева и мать чеченских активистов и правозащитников Абубакара, Ибрагима и Байсангура Янгулбаевых. В 2022 году её похитили чеченские силовики и вывезли в Грозный. В июне 2023 её приговорили к пяти с половиной годам колонии по обвинениям в «мошенничестве» (ч. 3 ст. 159 УК) и «насилии к полицейскому» (ч. 2 ст. 318 УК). Позднее Верховный суд Чечни сократил приговор на полгода.
Уголовное дело по статье о «дезорганизации деятельности исправительной колонии» на Мусаеву завели осенью 2024 года. По версии следствия, во время перевозки из больницы Мусаева напала на сотрудника колонии, поцарапав ему шею и сорвав с него погон. Сама Мусаева вину не признаёт. Из пяти сотрудников ФСИН, опрошенных в ходе слушаний по делу, четверо заявили, что не видели нападения и знают об инциденте лишь со слов коллег. Единственный очевидец рассказал, что слышал, как обвиняемая «возмущалась» и дёргала конвоира за погон, но о телесных повреждениях ничего не сообщил. Видеофиксация, которая подтверждала бы факт нападения, отсутствует.
Зарема Мусаева. Фото: Елена Афонина / ТАСС
Зарема Мусаева страдает инсулинозависимым диабетом, за решётной её здоровье неуклонно ухудшается. В частности, женщина жалуется на обмороки, кровотечения из носа, ухудшение зрения, боли в ногах и утрату чувствительности ступней.
Чеченские силовики, участвовавшие в похищении Мусаевой из Нижнего Новгорода в январе 2022 года, заявляют, что не применяли к женщине силу. По их словам, она сама согласилась поехать в Грозный «после убедительной беседы». При этом камеры видеонаблюдения, установленные на лестничной площадке, показывают, что Мусаеву буквально выволокли из квартиры.