«Стеклянный потолок», репродуктивное давление и домашнее насилие: права женщин в России

С какими основными проблемами сталкивается современная женщина в России

|

Автор: Мария Мартынова

Помогите сохранить «Скат media»

Даже маленькое пожертвование поможет «Скату» не утонуть!

Борьба за права российских женщин началась ещё в начале XX века в Российской империи. Так, в 1908 году прошёл Первый всероссийский женский съезд, после которого последовал Всероссийский съезд по борьбе с торгом (торговлей, — прим. ред.) женщинами в 1910 году и Первый съезд по образованию женщин в 1913 году.


Иллюстрация: Софья Липаткина / Скат media


Женское избирательное право в Российской империи было введено в 1906 году, правда на территории автономного Великого княжества Финляндского. Избирательное право женщины получили лишь весной 1917 года, а после революции и принятия Конституции РСФСР 1918 года права женщин значительно увеличились, в том числе появилось право на аборт. Однако к 30-м годам в среднем на женщину стало приходиться менее одного ребёнка, после чего в 1936 году аборты запретили.


По примерным данным до 1917 года средняя зарплата женщин составляла 78% от мужской (П. Б. Струве «Заработная плата», — прим. ред.)


Протест женщин в Петрограде, 1917 год, Фото: Getty Images


Согласно докладу ООН от 2020 года, Россия занимает 52 место из 189 по гендерному неравенству. Это считается довольно хорошим результатом, однако есть несколько «но».


Например, репродуктивное давление. У женщин в России есть право на аборт, но в больнице их отговаривают, манипулируя чувством вины. От женщины скрывают тяжёлые последствия беременности и родов. И часто молодые девушки сталкиваются с тем, что без детей их не воспринимают как личность.

 

Даже на похоронах свекрови соседки обсуждали, почему я до сих пор не родила ребёнка.

Наталья Реброва, шеф-редактор фильма о репродуктивном насилии


Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке, после данных Росстата, что россиянки чаще всего рожают первого ребёнка в 26 лет, сказал, что если первые роды происходят в возрасте старше 25 лет, то девушка уже считается «старородящей».


В фильме о репродуктивном насилии ФЕМ.doc от студии «Творческий цех» раскрывается проблема давления на женщин, которые не имеют детей. Там к репродуктивному давлению относят и «невинные» намёки, и действия, которые могут нанести психологическую или физическую травму.


Есть такой стереотип, который сидит очень глубоко и давит на подсознание: если у женщины нет детей, если у меня нет детей, то я какая-то неполноценная женщина.

Светлана Камынина, актриса


Опрос «Такие дела» от 2018 года показал, что 49% рожавших женщин сталкивались с той или иной формой правонарушений во время родов. От хамства и агрессии до отказа в анестезии и медицинских вмешательств без согласия роженицы.


Я умоляла сделать анестезию, сказали — надо было до схваток оформлять запрос, риска для жизни нет, потерпишь: «Тут всем больно».

Анонимная женщина в статье Feminizm 


Здравоохранительная система тоже не на стороне рожениц и даже не на стороне персонала. За последние 10 лет число акушерок уменьшилось на 7,5 тысяч, а больничных коек для рожениц — на 16 тысяч. В то же время, до 2016 года число рожениц увеличилось почти на 100 тысяч.


Не последнее место среди проблем современных женщин занимает ограничение в продвижении по работе, которое часто называют «стеклянным потолком». Данный термин ввели в начале 1980-х годов для описания невидимого и формально никак не обозначенного барьера — «потолка» в карьере, который ограничивает продвижение женщин по служебной лестнице по причинам, не связанным с их профессиональными качествами.


Исследование Kelly services показало, что 44% женщин считают, что вместо них повышали коллег-мужчин только из-за полового признака. И 16% начальников подтверждают, что поступали именно так.


Источник: Kelly Services


Специалисты «Центра перспективных управленческих решений» в 2021 году провели исследование и выяснили, что на посту директора департамента всего 30,4% женщин, а на позиции замминистра — 15,9%. А по данным Росстата, процент женщин на государственной службе составляет около 70%.


Независимая сеть профессиональных оценочных компаний FinExpertiza пришла к выводу, что мужчины зарабатывают в 1,5 раза больше, чем женщины. Самый большой разрыв в доходах — в регионах Дальнего Востока и Сибири, там мужчины получают в два раза больше, чем женщины. А самый маленький разрыв в зарплатах — на Северном Кавказе. К примеру, в Ингушетии женщины получают 93,8% от мужских зарплат.


Российский Минтруд приступил к созданию стратегии действий в интересах женщин до 2030 года. Она коснётся новых возможностей в карьерном росте. Предполагается, что стратегия будет реализована в два этапа — с 2023 по 2026 год и с 2027 по 2030 год. Минтруд собирается стимулировать компании развивать программы продвижения гендерного равенства. Но несмотря на то, что в планах разработка стратегий по женскому лидерству, там также присутствует стратегия по «сохранению баланса между семьёй, работой и женским здоровьем».


Источник: hays recruiting experts worldwide


Но самая главная и страшная проблема для женщин в России — домашнее насилие.


В феврале 2017 года парламент декриминализировал побои в отношении членов семьи и других близких лиц, совершённые впервые. Теперь уголовное наказание предполагается только за второй и последующие случаи, в первый же раз насильнику грозит лишь штраф — от 5 до 30 тысяч рублей.


Полиция в России нередко никак не реагирует на заявления о домашнем насилии и не приезжает на вызовы, — из-за чего в СМИ часто появляются истории о ситуациях со смертельным исходом. 


В России домашнее насилие воспринимается как «семейное дело», которое надо держать за «закрытыми дверями». Оно не выделено в отдельный состав преступления, нет никаких органов, которые могли бы в скором времени обеспечить пострадавшим помощь, спасти им жизнь.


Историй, которые показывают халатность полицейских — множество. Как пример, вопиющая история женщины, которую муж запер в квартире на 13 этаже без еды и телефона с маленьким ребёнком. Ей пришлось кидать из окна записки, чтобы кто-то вызвал полицию. Полиция приехала, но не стала вмешиваться в «семейные разборки». Позднее, когда женщине удалось сбежать, она сообщила свой новый номер и местонахождение мужу. Спустя полгода он нашёл её и увёз обратно. После того, как он снова избил её и выгнал на улицу, дело всё же возбудили, но в ходе следствия неоднократно давали понять, что дело — бессмысленно.


Следователь мне прямо сказала, что моё дело не дойдет до суда, потому что не было свидетелей.

Пострадавшая женщина в интервью The Moscow Times


Депутаты не спешат принимать законы, которые могли бы обезопасить девушек, поэтому женщины пытаются защитить себя сами. По данным «Медиазоны» и «Новой газеты», 79% россиянок, осуждённых в 2016–2018 годах за умышленное убийство (ч. 1 ст. 105 УК), защищались от домашнего насилия, ещё 52% женщин были осуждены за оборону по ч. 4 ст. 111 УК (причинение тяжкого вреда здоровью, повлёкшее смерть).


Митинг за закон о домашнем насилии, 2019 год. Фото: Сергей Коньков / ТАСС


В России часто проводятся митинги в поддержку закона о домашнем насилии. В числе прочих — громкая акция в Москве в 2019 году. Митингующие выкрикивали лозунг «Тюрьма или смерть — это не выбор», отсылающий на количество женщин, которые оказались в тюрьме из-за самообороны.


Митинг против закона о домашнем насилии, 2019 год. Фото: Светлана Виданова / Новая газета


Но также проводились митинги и против этого закона. С трибун мужчины рассказывали, что данный закон придуман, чтобы «превратить семью в место, несовместимое с жизнью», а пришедшие люди считали, что в конфликтах виновата всегда женщина. Кроме того, организаторы этого митинга рассылали угрозы авторам законопроектов, среди которых была Оксана Пушкина, которая несколько раз обращалась в МВД, потому что ей угрожали физической расправой.


Несмотря на то, что на первый взгляд формальные права женщин в России выглядят довольно хорошо, в реальности дела обстоят гораздо хуже. Репродуктивное давление, равнодушие полиции и депутатов к домашнему насилию и разница в оплате труда и должностях всё ещё являются большой проблемой, которая требует решения.


Редакторы: Аделаида Бергман и Лев Гяммер


Материал подготовлен при поддержке «Фонда Бориса Немцова за свободу»

Поддержите Скат media

Наша единственная надежда в эти тёмные времена — вы.