Жертвы русского мира — новая волна российской эмиграции XXI века

О будущем самой политизированной и многочисленной волны эмиграции в двадцать первом столетии

|

Автор: Кира Пушкарёва

По разным оценкам, с начала войны Россию покинуло до 776 тысяч человек, однако точные данные об этой волне эмиграции получить пока сложно. Одна из причин, обозначенная исследователями, следующая:


В России [эмигрантов] считают по количеству выбывших [из числа постоянных жителей]. При этом Росстат считает только тех, кто снялся с регистрационного учёта. А далеко не все россияне, которые эмигрируют, снимаются с этого учёта. Так же как и далеко не все, кто выезжает из страны, являются эмигрантами.


Фото: Еmigranto


Исследования Ok Russians показывают портрет среднестатистического россиянина, уехавшего из страны из-за развязанных российским правительством военных действий в Украине: средний возраст российского эмигранта — 32 года; у него есть высшее образование (об этом говорят 80% уехавших респондентов); он говорит по-английски (о чём заявляют 93% респондентов); интересуется политикой и нередко подвергался преследованиям за свои убеждения (по данным исследования — это 90% уехавших); у него нет детей (лишь 19% опрошенных заявили о том, что уехали с детьми); он работает в сфере IT, искусства, образования или журналистики; у него достаточно хорошее здоровье; он способен прокормить себя и свою семью; он подписывает антивоенные петиции, жертвует деньги различным НКО и общественным организациям, поддерживает независимые СМИ, оказывает поддержку политическим активистам, причём, как до начала войны, так и после.


Исследовательница, принимавшая участие в сборе данных, политолог и социолог Хельсинкского университета Маргарита Завадская рассказала:


Отдельно хочется отметить, что среди мигрантов больше четверти — богатые по меркам России люди, то есть они в состоянии купить, например, автомобиль. Среди всего населения страны таких людей только 4%, что в очередной раз указывает на то, что эмиграция — это привилегия для тех, у кого есть такая, в первую очередь финансовая, возможность.


Исходя из данных Ok Russians, несложно представить себе портрет того, кто останется в России к концу этого года: отчасти это люди, получающие информацию преимущественно из федеральных СМИ: люди предпенсионного и пенсионного возраста и госслужащие, живущие преимущественно в регионах, а также женщины от 40 лет без высшего образования. Однако при этом не стоит спешить делать однозначные выводы об оставшихся.


Нужно отдавать себе отчёт, что огромное количество людей, которые ничуть не хуже, такой возможности не имеют, и они остались. Этих людей очевидно больше, чем тех, кто уехал.

Маргарита Завадская, политолог и социолог Хельсинского Университета


Фото: Republic.ru


По причине нехватки аналитических данных, трудно сделать прогнозы относительно того, как будет развиваться в ближайшее время оппозиционная деятельность внутри страны. Ещё сложнее сказать, смогут ли недовольные экономической и политической ситуацией внутри страны повлиять на сложившиеся обстоятельства. Директор Института России при Королевском колледже Лондона, социолог Сэм Грин в своём интервью «Медузе» отмечает:


Всё-таки сложно найти людей в высших кругах российской оппозиции, которые верят в то, что что-то можно менять на улицах. Ещё сложнее найти людей, которые верят, что что-то можно менять на выборах. Поэтому создаётся впечатление, что многие сидят и ждут у моря погоды. Возникает вопрос: что же может эту погоду создать?


Тем временем уехавшие россияне зачастую радикализируются в своих оценках по поводу войны. Маргарита Завадская об этом:


Это крайне политизированная прослойка общества. Даже IT-специалисты, для которых, по сути, это не бегство, а релокация, обозначают, что покинули Россию по политическим причинам.


Фото: Medium


По данным Riddle на 25 июля 2022 года, новая волна российской эмиграции уже формирует новые низовые структуры в государствах постсоветского пространства и некоторых странах ЕС. Эти люди независимы и имеют взгляды, заметно отличающиеся от русскоязычных сообществ прежних волн миграции. Эти люди могут настороженно относиться к идеям политиков в изгнании более старшего поколения — и в целом критически относятся к любой информации. Что немаловажно, новая волна антивоенной эмиграции обладает как большей способностью к коллективному действию и кооперации, так и общим уровнем квалификации.


Способность быстро кооперироваться и адаптироваться — одно из главных качеств уехавших, которое выделили исследователи Ok Russians:


Они доверяют друг другу, доверяют тем странам, куда они бегут. На это может влиять и то, что московская и петербургская интеллектуальная среда — это относительно небольшая группа людей, где каждый знает каждого через одно рукопожатие.


Фото: Европортал


В основном для эмиграции россияне выбирают три направления: Турция — почти 25% респондентов, Грузия — 23% и Армения — 15%.


Если опираться на данные МВД Грузии (20–25 тысяч за первую неделю) и результаты нашего опроса (на долю Грузии приходится около 15% уехавших), можно сделать осторожную оценку, что речь идёт как минимум о 300 тысячах покинувших страну россиян.

Ok Russians


Учитывая политическую позицию опрошенных, выбор этих стран может вызывать определённые вопросы, так как политический режим Турции далёк от демократического, Армению сложно назвать страной, подходящей для жизни молодого человека с европейскими ценностями, а Грузия периодически не пускает российских активистов, — поэтому зачастую эти страны не являются конечным пунктом эмиграции.

Выбор релокации в основном обусловлен тем, что в страну относительно просто въехать благодаря безвизовому режиму.


Если год будет продолжаться так, как начался, то <...> может быть, даже перекроем отдельные годы 1990-х. Но только если выезд будет происходить с такой же скоростью, как сейчас, — а я в этом, честно сказать, не уверена. Просто потому, что, кроме желания и выталкивающих факторов, существуют ещё условия принимающих стран. Мне кажется, сейчас они очень сильно усложнились для всех.

Юлия Флориинская, российский географ, демограф. Старший научный сотрудник Института демографии ГУ-ВШЭ


Фото: NewsMaker


В качестве одной из причин исследователи выделяют и русскоязычную среду в этих странах. Но немногие опрошенные называют её в качестве основной причины — это скорее приятный бонус для уехавших респондентов.


Всего 58% респондентов уехали в спешке, выбрав страну для проживания случайно:


Решение о переезде — эмоциональное, выбор страны для переезда — скорее по принципу «куда можно уехать прямо сейчас». У многих за время пандемии истекли визы.

Ok Russians


Отдельно нужно отметить, что популярные прежде страны для эмиграции — Эстония, Латвия, Литва, Польша, Дания и Чехия — ограничили выдачу туристических виз россиянам.

Премьер-министр Финляндии Санна Марин заявила:


Неправильно, что пока Россия ведёт агрессивную войну в Европе, российские туристы могут свободно путешествовать.


Список государств, поддерживающих идею ограничить визы для россиян, стремительно растёт. Четырнадцатого августа сразу две страны — Польша и Латвия — объявили, что будут проталкивать инициативу на общеевропейский уровень.


Варшава разрабатывает соответствующий комплекс мер, а в Риге настроены пересмотреть уже выданные в республике разрешения на въезд и ВНЖ:


Я, конечно, знаю, что ряд европейских стран, где русские туристы оставляют большие деньги, такому предложению не обрадуются. Канцлер Германии также выразил сомнения по этому поводу. Однако я считаю, что говорить об этом необходимо. Из принципа.

Эгилс Левитс, президент Латвии


У сторонников запрета разные аргументы: если в Эстонии считают, что россияне угрожают чуть ли не внутренней безопасности страны, то в Латвии убеждены: в Россию нужно вернуть как можно больше оппозиционно настроенных граждан.


О том, что многих оппозиционно настроенных граждан может ждать тюрьма в России, власти европейских стран не высказываются, однако недавно прозвучало довольно спорное высказывание премьер-министра Эстонии Каи Каллас о том, что «посещение Европы — это привилегия, а не право человека». Тем самым Кая Каллас пренебрегает статьёй 13.1 Всеобщей декларации прав человека:


Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.


Фото: ForumDaily


Представитель Еврокомиссии Анита Хиппер отметила, что запрет на выдачу виз — это не вполне реалистичная мера для Евросоюза:


В визовом кодексе Евросоюза не прописана возможность прекращения выдачи краткосрочных виз, заявила представитель Еврокомиссии Анита Хиппер. Всегда есть категории граждан, которым визы должны выдавать: в гуманитарных случаях, для членов семей или журналистов.


Тем временем по данным Ok Russians, каждый пятый уехавший сталкивается с трудностями получения или продления своего легального статуса в стране пребывания. В том числе это может быть связано с получением необходимых документов из России. Лишь четверть уехавших не имеют ограничений по длительности пребывания в стране нахождения:


Сложно понять, как получить документы. Хотели делать ВНЖ, но для этого нужны документы, которые можно получить только в России и то не сразу.


Всего лишь четверть опрошенных чувствует себя уверенно на новом месте, и лишь 5% — очень уверенно, но тем не менее, более 40% предпринимают попытки к тому, чтобы остаться в текущей стране пребывания, и лишь 3% сообщили, что планируют вернуться в Россию.


Пока большая часть российской эмиграции, несмотря на работоспособность, знание английского языка, оппозиционные путинскому режиму взгляды и молодость, с большим трудом находят своё место в эмиграции. Пути назад для многих уже нет, а легальные сроки пребывания в безвизовых зонах подходят к концу — что в будущем может создать проблемы с пребыванием на территории выбранной страны. 


Видение будущего у большинства эмигрантов новой волны мрачное, констатируют социологи: 72% полагают, что их жизнь станет существенно хуже, 70% не верят, что политическая ситуация улучшится, 72% опасаются дискриминации россиян. Многие чувствуют себя потерянными и подавленными. У мигрантов нет доступа к своим сбережениям, существуют ограничения на денежные переводы. Экономические ожидания среди них также довольно пессимистичные: 30% не смогут финансово поддерживать свои семьи в ближайшие месяцы, около половины ожидают худших условий работы.


Редактор: Аделаида Бергман

Поддержите Скат media

Наша единственная надежда в эти тёмные времена — вы.