Варфоломеевская ночь. Как в Бурятии забирают на войну

Хроники мобилизации в республике

|

Автор: Даниил Ли

Утром 21 сентября Владимир Путин объявил о начале «частичной мобилизации» в стране. Следующей же ночью в регионы стали приходить повестки. Эту ночь в Бурятии прозвали «варфоломеевской». 


В первые же дни стала очевидна непропорциональность мобилизации по регионам страны — её масштабы в Бурятии ощутимо больше, чем в соседних «русских» регионах. Так, учителей в Улан-Удэ заставили ночью развозить повестки о мобилизации, а призывные пункты республики забирают даже тех, кто не подлежит мобилизации.


Иллюстрация: Софья Липаткина / Скат media


Фонд «Свободная Бурятия» сообщает, что забирают по 20–30 человек даже из маленьких деревень, в которых живёт меньше 500 человек. 


Почему бросили бурят? Одна версия — рьяность и любовь к Путину Алексея Цыденова (главы республики, — прим. ред.), который хочет показать, что он самый старательный, самый красивый, самый умный и самый «русский» в переносном смысле этого слова. А вторая — Кремль будет давать разнарядки по регионам: как можно беднее, как можно бесправнее. Москву и Петербург они трогать не будут, потому что это протесты, Кремлю это не нужно. Поэтому будут отыгрываться на самых неконфликтных, то есть, на тех, кто не умеет отстаивать свои права. К сожалению, за Бурятией закрепилась такая репутация в глазах Кремля. И если буряты сейчас не покажут, что они могут отстаивать свои права, то эта репутация будет иметь под собой почву. 

Александра Гармажапова, глава фонда «Свободная Бурятия» 


В регионе «частичную мобилизацию» назвали облавой. Жителям Бурятии продолжают приходить повестки, хотя глава республики Алексей Цыденов доложил о закрытии плана ещё 30 сентября.


Вице-президентка «Свободной Бурятии» Виктория Маладаева сообщает, что в республике уже готовы списки с фамилиями для «второй волны» мобилизации.


Скриншот: Instagram Виктории Маладаевой, вице-президетки фонда «Свободная Бурятия»


Мы нашли призывника из Улан-Удэ. Этиг не годен к службе, но повестка ему всё равно пришла:


Я съездил на пункт сбора, который почему-то аж на другом конце города, показал повестку и военник. Мне сказали «спасибо, что пришёл, тех, кто не служил, не забираем, можешь быть свободен». Некоторым людям, кто там был и подходил по требованиям, делали ПЦР-тест и направляли в автобус.

Предполагаю, что такой у военкоматов способ актуализировать данные. Кто честно ходил и отчитывался военкомату по всем изменениям в работе и по здоровью с тех пор, как встал на учёт? Вот то-то и оно. Военкоматы даже порой не в курсе, что военнообязанный покинул бытие, так как работают с бумагами и вряд ли делают электронные запросы в соответствующие органы. Заодно, видимо, проверили мобилизационный ресурс, кто при первых признаках рванёт из страны, кто будет симулировать болезни, а кто все же примет повестку и придёт.


Пытаются вернуть на фронт и бывших контрактников, нам удалось связаться с одним из них. Аюр (имя изменено по просьбе героя, — прим. ред.) уволился по несоблюдению контракта. «Сейчас всех обратно зовут, — заявляет он, — старшина с моего старого подразделения сказал, чтобы все уволенные завтра приехали в часть».


Такое сообщение получил Аюр (имя изменено по просьбе героя, — прим. ред.) после объявления мобилизации


Как я понял, если приедем и напишем рапорт, то поедем со своим подразделением, а не со всеми остальными мобилизованными.

Аюр (имя изменено по просьбе героя, — прим ред.)


«Возле призывного пункта вообще жесть происходит. Дедушек даже забирают, ужас. Неслужившего друга возле подъезда ждут, звонят в домофон весь день. Он на панике. Я второй день дома не появлялся, пока не знаю что там происходит, у меня умный домофон, вчера люди в гражданском звонили, сегодня тихо», — рассказывает он.


В Улан-Удэ учителей обязали писать и развозить ночью повестки гражданам, подлежащим мобилизации. В 11 школах города отменили уроки для первой смены, так как в учебных заведениях открыли «пункты сбора и информирования призывников». 


Племянница одной из учительниц, раздававших повестки, дала комментарий:


Тётя в 2:30 домой пришла, а им сказали в 6:30 снова уже начинать этим заниматься. Я спрашиваю «Нахрена? Мне кажется, нужно наших ребят поберечь». Она говорит: «Нет, надо!». Мол, если наши мужчины сейчас не пойдут, то что будет со страной? Мол, они хотят истребить нашу нацию, они хотят забрать наши ресурсы. Она говорит: «Я плакала когда отдавала повестку. Очень тяжело. Ну что поделать, что со страной будет?»


Российско-монгольская граница. Фото: asiais.ru


Теперь буряты массово бегут в Монголию: за первые пять дней из республики уехало более трёх тысяч человек. Фонд «Свободная Бурятия» организовал эвакуационные автобусы на деньги диаспоры за границей. Экс-президент страны Цахиагийн Элбегдорж призвал бурят, тувинцев и калмыков бежать в эту страну и заявил, что национальные меньшинства РФ «использовали как пушечное мясо» на войне с Украиной.


Губернатор аймака Говь-Алтай Монголии Амгаланбаатар Очирбат пригласил бежавших из России бурят, ойратов, калмыков и тувинцев в свой аймак, пообещав обеспечить их бесплатным жильём на месяц, а также помочь с изучением монгольского языка, а иммиграционное агентство Монголии (ИАМ) приняло решение о выдаче вида на жительство всем гражданам России, которые обратятся в ведомство.


Редакторы: Аделаида Бергман и Лев Гяммер


Материал подготовлен при поддержке «Фонда Бориса Немцова за свободу»

Поддержите Скат media

Наша единственная надежда в эти тёмные времена — вы.