«Мы ждём реакции Кремля, затаив дыхание» — семья осуждённого в России американского морпеха Пола Уилана

Пол Уилан находится в российской колонии уже больше четырёх лет

|

Автор: Катя Кобенок

Бывший американский морпех Пол Уилан, которого российские власти обвиняют в шпионаже, продолжает отбывать наказание в колонии строгого режима № 17 в Мордовии. «Скат» поговорил с братом Пола о том, что происходит с ним в тюрьме и как семья Уиланов переживает расставание.


Пол Уилан, бывший штаб-сержант корпуса морской пехоты США, находится в заключении уже больше четырёх лет. Его арестовали в декабре 2018 года, всего спустя пару дней после того, как он прилетел в Москву на свадьбу бывшего сослуживца. Власти США сразу заявили о том, что арест был незаконным.


В СК РФ утверждали, что Уилан, у которого, помимо американского, есть также британское, канадское и ирландское гражданства, работал на американские спецслужбы. Ему предъявили обвинение по статье 276 УК — «Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации».


Уилан, в свою очередь, заявил, что именно неназванный сотрудник ФСБ, с которым он был знаком много лет, мог совершить против него провокацию. Следствие утверждало, что на флешке, которую он передал Уилану, содержалась государственная тайна. Уилан же утверждал, что он думал, что на флешке были фотографии с отдыха.


Суд над Уиланом состоялся в июне 2020 года. Его признали виновным в шпионаже и приговорили к 16 годам лишения свободы. Сам Пол и его семья называют дело «политической провокацией».


«Мы не можем жить иначе, пока Пол не вернётся домой»


Иллюстрация: Софья Липаткина / Скат media


США регулярно заявляют, что даже несмотря на практический разрыв отношений с РФ, они продолжают обсуждать обмен Уилана с Москвой. Недавно генеральный секретарь США Энтони Блинкен сообщил, что Вашингтон выдвинул «серьёзное предложение» освободить Пола из России. 


«Мы не знаем, в чём состоит это „серьёзное предложение“, но мы были рады услышать от госсекретаря подтверждение того, что они вносят какие-то инициативы и призывают Кремль принять их. Мы все будем ждать реакции Кремля, затаив дыхание», — признаётся Дэвид, брат Пола.


Вся семья Пола — престарелые родители, сестра Элизабет и сам Дэвид — сейчас ждёт его возвращения домой. 


«Мои родители не могут никуда пойти без телефона, и им приходится планировать свой день так, чтобы они были доступны каждый день с полудня до 14:00», — говорит Дэвид. Именно в это время им может позвонить Пол.


В начала вторжения России в Украину Полу не стали разрешать писать письма на родину, так как США и Россия прекратили обмен почтой. Элизабет Уилан постоянно на связи с правительством США — она старается напоминать о его судьбе.


«Никто не стал бы так проводить время так, как мы проводим сейчас. Но мы не можем жить иначе, пока Пол не вернётся домой», — поделился Дэвид.


Дэвид говорит, что сами родные Пола ничего не могут сделать, чтобы вызволить Пола из тюрьмы — остаётся только ждать результатов переговоров между Москвой и Вашингтоном:


Насколько мне известно, нет никаких юридических механизмов, чтобы освободить его, кроме президентского помилования. И это вряд ли будет сделано, ведь тогда Кремль не сможет вымогать у правительства США нечто ценное: людей или ослабление санкций.


«Лютый холод» в помещениях 


Пол Уилан в молодости. Фото из семейного архива Уиланов


С начала вторжения России в Украину условия содержания заключённых в мордовской колонии значительно ухудшились, говорит Дэвид. В колонии часто отключают отопление, а в помещениях стоит «лютый холод», говорит Дэвид. Отапливается только здание администрации.


Еды стало меньше, порции стали меньше, а суп постоянно разжижают

Дэвид Уилан об условиях Пола в колонии


На какой-то момент в колонии стало чуть лучше, когда прибыл новый начальник — бывший начальник и его заместитель были обвинены в коррупции, а начальник даже был осуждён.


«Уменьшилась переполненность тюрьмы, где находится Пол, когда ЧВК «Вагнер» завербовала более 100 заключённых для отправки на войну в Украину», — говорит он.


В декабре 2022 года Пол рассказывал семье, что добровольцами в ЧВК «Вагнер» вызвались только 8 заключённых, по сравнению сотней, которые вызвались в прошлый раз. В разговоре с братом он предположил, что возможно только те восемь и «смотрели канал Россия 1».


Заложник Кремля

 

Пол Уилан с семьёй в Москве. Фото из семейного архива Уиланов


Семья Пола считает, что фактически Пол находится в заложниках у Кремля:


Я думаю, что нынешняя администрация США делает всё возможное. Но Кремль создал проблему, взяв заложников, и, к сожалению, Кремль — единственный, кто может согласиться решить эту проблему. 


Дэвид говорит, что обмен пленными — это очень серьёзная проблема, требующая больших обсуждений:


Существует абсолютный предел тому, что нация может сделать, чтобы помочь гражданам. Это очень отличается от борьбы с террористами, где есть гораздо больше инструментов и возможностей для давления на страну, которая укрывает террористов. 


Дэвид уверен: Кремль не будет выпускать людей по очереди — первого задержали, первого и отпустят:


Американцы по-прежнему приезжают в Россию, и в будущем могут быть случаи задержания американцев в России. Всё это происходит параллельно. Поэтому Пол может быть или не быть следующим американцем, которого Россия выпустит


Редактор: Лев Гяммер

Поддержите Скат media

Наша единственная надежда в эти тёмные времена — вы.