«После войны главным должен быть вопрос суда над Путиным» — интервью с основателем антивоенного движения в Сербии

Пётр Никитин об антивоенных протестах в Сербии

|

Автор: Катя Кобенок

Сербия стала оплотом для сотен тысяч россиян, которые бегут от войны и мобилизации. Не все бежавшие из страны политически активны или даже придерживаются антивоенных взглядов. Однако «Российское демократическое общество» (РДО), которое было создано осенью 2022 года Петром Никитиным, постепенно набирает обороты, всё больше людей с антивоенной позицией присоединяются к движению.


24 февраля в Сербии, как и по всему миру планируется масштабная акция, посвящённая годовщине вторжения России в Украину. Никитин ожидает, что на митинг в Белграде 24 февраля выйдет больше тысячи человек:


Если всё получится и соберётся много людей, тогда мы действительно покажем себя в качестве устоявшейся общественной силы в Сербии, и это усилит нас в будущем.


Иллюстрация: Софья Липаткина / Скат media


Путина в Гаагу?


Отвечая на вопрос, насколько реальны шансы суда над Путиным в Гааге, Никитин заявил, что после окончания боевых действий такой вопрос должен быть в приоритете у международного сообщества.


«Я думаю, что после войны обязательно этот вопрос будет ключевым для всего международного сообщества, и какой-то способ восстановления справедливости и наказания преступников в международном праве будет найден», — считает Никитин.


Однако в настоящий момент не существует международного суда с юрисдикцией, чтобы судить Путина. «Будет ли такой суд в будущем создан или будет ли распространена юрисдикция существующих международных судов на Россию, сказать сложно», — говорит он.


Ещё в ноябре глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предложила создать специальный суд для расследования и уголовного преследования преступлений России. В конце января появились сообщения в СМИ, что Европейский Союз изучает способы создания специальной прокуратуры для расследования военных преступлений России в Украине. Но переговоры буквально вязнут в дискуссиях.


Фото: РДО


«В первый день войны я позвал всех на протест»


Никитин, живущий с 2016 года в Сербии, начал организовывать протесты в стране ещё до начала полномасштабного вторжения. Одним из первых мероприятий была акция против задержания в России политика Алексея Навального, когда тот вернулся в Москву после лечения в Германии от отравления ядом группы «Новичок».


В первый день войны русскоязычные жители Сербии через группы в Facebook сразу обратились к Никитину с просьбой организовать протест. «Я тогда позвал их всех идти сначала к украинскому посольству с цветами, потом к российскому — протестовать. Там мы [россияне] встретились с украинскими, беларускими и сербскими протестующими», — вспоминает активист.


Никитин отмечает, что на первые антивоенные акции приходило всегда в среднем 250−300 человек, но со временем число протестующих возросло:


Только на одну акцию 6 марта 2021 года пришло где-то ближе к тысячи человек. Осенью после объявления мобилизации, число протестующих стало расти, и в декабре нам удалось вывести на улицу уже больше 1000 человек. Но предстоит ещё узнать, насколько эта цифра останется стабильной.


Фото: РДО


Z-провокации


Угроза Z-движения, которое сейчас набирает силы в прокремлёвских Telegram-каналах, в Сербии совершенно реальна, считает Никитин. Помимо Telegram-каналов Кремль активно продвигает в Сербии свой пропагандистский канал RT, который даже делал объявления о набор в «ЧВК Вагнера». Сербскому президенту Александру Вучичу это не понравилось, и он призвал прекратить рекламу группировки в Сербии.


«Здесь есть очень активные ультраправые группировки, которые, судя по всему, близко сотрудничают с людьми из России, которые ими командуют. Они рисуют [пророссийские] граффити, они осуществили несколько нападений на наших активистов», — рассказывает Никитин.


Полиция следит за такими настроениями и помогает антивоенным активистам. Угроза существует в основном в форме провокаций и не только, говорит Никитин. Совсем недавно участника РДО в Белграде избили пророссийски настроенные люди, когда он закрашивал граффити «УКРАИНЕ — СМЕРТЬ» под муралом, посвящённому ЧВК «Вагнер» в Белграде.


Фото: РДО


«Кто как борется с движением законным путём. Мы подаём заявление о возбуждении уголовных дел против соответствующих людей. Вот мы боремся с ними с помощью контрпропаганды, а также абсолютной открытости к медиа и развитием контактов с сербским обществом через медиа и соцсети», — говорит активист.


Пётр Никитин хочет продолжать продвигать антивоенные идеи в стране и влиять на общественное мнение, «чтобы больше людей переходило на сторону добра»:


Мы очень надеемся, что со временем по мере того, как Путин будет проигрывать войну и его слабость будет делаться всё более очевидной, Z-патриотов и ватников в Сербии будет слышно всё меньше и меньше, а нас всё больше и больше. Также мы очень надеемся, что рано или поздно Z-движения в Сербии иссякнут источники российского финансирования.


Редактор: Аделаида Бергман

Поддержите Скат media

Наша единственная надежда в эти тёмные времена — вы.