«Сербы не понимают, что русские могут рисовать проукраинский мурал» — интервью с антивоенными художниками

Аня Гладышева и Глеб Пушев о борьбе с Путиным через искусство

|

Автор: Катя Кобенок

Художники Аня Гладышева и Глеб Пушев покинули родной Санкт-Петербург сразу же после начала полномасштабного вторжения России в Украину. Сейчас они живут в Сербии и рисуют картины, муралы и комиксы в поддержку Украины.


Иллюстрация: Софья Липаткина / Скат media


«Пока мы спали, кого-то убили»


Художники говорят, что почувствовали, что в России стало крайне опасно, когда посадили их знакомую художницу Сашу Скочиленко. Скочиленко грозит до 10 лет лишения свободы за то, что в она заменила ценники в магазине на листовки о действиях российских военных в Украине, которые она взяла из новостей. На Сашу пожаловалась 72-летняя пенсионерка. 


«Уже слишком поздно: пока мы спали, кого-то убили, — вспоминает Аня утро 24 февраля, — Очень стыдно. Попробуем спасти себя и — кто знает — может, через это когда-нибудь поможем спастись ещё кому-нибудь».


В Белграде Аня и Глеб сразу присоединились к обществу антивоенных россиян, которое позднее оформилось как Российское Демократическое Общество (РДО). Уже тогда иммигранты собирались на митинги и участвовали в антивоенных мероприятиях. 


«Было тяжело оставлять свою страну. В России я чувствовал своё бессилие. Сейчас я нашёл способ — творить что-то, чтобы чувствовать, что я участвую в этой войне против Путина», — признаётся Глеб, который рисует много комиксов, критикующих президента РФ, режим, а также пропаганду, включая прокремлёвский канал RT.


Аня говорит, что она старалась к каждому митингу в Белграде рисовать антивоенный плакат. 


«Тогда мне казалось, что об Украине в Сербии говорят недостаточно, и большинство проукраинских плакатов виделись мне слишком общими. Хотелось создать какой-то новый образ. Также я хотела показать Украину в целом, а не только повестки, связанные с войной», — говорит Аня. 


Портрет Леси Украинки. Фото из личного архива Ани Гладышевой и Глеба Пушева


«Леся Украинка — красивый, яркий, феминистский образ»


Мысли об Украине всегда вызывали у художников светлые чувства. Они говорят, что очень много воспоминаний у них связано с Одессой, куда они часто ездили. Так пришла мысль нарисовать портрет Леси Украинки, украинской поэтессы, писательницы и переводчицы начала XX века.


«Мне хотелось сделать что-то красивое, в тот период я ещё увлеклась рисованием портретов, — ну, и как-то придумалась Леся Украинка. На плакате я изобразила её лицо, украинский флаг и написала текст стихотворения. У меня мелькнула мысль, что было бы здорово повторить этот образ в более крупном формате, чтобы как можно больше людей увидело. Например, на стене дома. Это было в мае», — описывает Аня.


А в сентябре Аня с Глебом рисовали мурал, посвящённый Лесе Украинке, на стене в центре Белграда. В сербской столице огромное количество граффити. Оно возникло как социальный протест в 90-х и до сих пор является характерной особенностью города.

«Леся Украинка — это яркий, красивый, жизнеутверждающий феминистский образ. И он вписывается в белградскую традицию изображать на стенах исторические личности», — говорит Аня.


Однако художники столкнулись с большим количеством трудностей, когда рисовали мурал. Местные националисты из числа сербов, которые активно поддерживают действия Кремля в Украине, неоднократно портили мурал: помимо обливания чёрной краской ему даже разбивали защитное стекло. 


Само изображение Леси мы делали с нуля два раза, а, кроме этого, другие антивоенные активисты временно исправляли последствия вандализма и закрашивали стену в цвета украинского флага. Сейчас на месте легендарного мурала просто белая стена. Снова чистый лист. Это приглашение написать новую главу в этой истории.

Аня Гладышева


Глеб не оставляет надежды снова нарисовать Лесю Украинку, а также и другие муралы, посвящённые Украине. 


«Разговор об Украине, искусство, посвящённое этой потрясающей стране, которую пытается уничтожить моя страна — это очень серьёзная штука. Мурал с Лесей и то, как его вандалили, — это очень болезненная история для меня», — признаётся он.


Аня Гладышева и Глеб Пушев. Фото из личного архива


«Просили показать паспорт, чтобы доказать, что я русский, а не украинец»


В Сербии очень сильны пророссийские настроения. Поэтому на проукраинский мурал многие прохожие реагировали неоднозначно.


«У некоторых сербов до сих пор не укладывается в голове, что русские могут рисовать проукраинский мурал, закрашивать „смерть Украине“, выходить на митинги с украинской символикой», — рассказывает Аня. 


Однажды художники даже вступили в политическую дискуссию с сербом в подземном переходе. Он требовал у Глеба показать паспорт в подтверждение его российского гражданства. Этот человек не верил, что россиянин может поддерживать Украину:


Мы много раз сталкивались с таким восприятием: рисуешь украинский флаг — значит, ты украинец или украинка. 

Аня Гладышева


Всё творчество Ани и Глеба связано с войной, критикой российской политики и репрессий Кремля по отношению ко всем, кто выходит на улицы в России и выступает против войны.

«Сейчас, мне кажется, что я всегда буду говорить о войне. Мне кажется, что разговор о России, о политике почти невозможен без разговора об этой войне — сейчас так, и в будущем ещё многие годы будет так, — говорит Глеб.


Только творчество помогает художникам пережить это время. «Я часто чувствую своё бессилие перед этой войной, но потом я себя собираю, рисую что-то антивоенное — и так помогаю Украине, а Украина помогает мне», — подводит итог художник.


Редактор: Аделаида Бергман

Поддержите Скат media

Наша единственная надежда в эти тёмные времена — вы.