На вчерашней встрече президента с СПЧ, кинорежиссёр Александр Сокуров затронул важные проблемы в стране. Он назвал внешнюю политику «дорогостоящей», так как на обеспечении России находятся Беларусь, Южная Осетия и Абхазия.
Также Сокуров указал на проблемы во внутренней политике. В некоторых регионах, например, «почти нет русских, вся власть в руках коренных жителей», и у них есть своя армия.
Владимир Путин и Александр Сокуров. Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ
Александр Сокуров упомянул и протесты в Ингушетии. Когда местные жители собирались, чтобы обсудить передачу их территории Чечне, Москве это не понравилось и их «держали в нарушении процессуальных норм и теперь бог знает, за что будут судить». Сокуров зачитал имена арестованных и потребовал их освободить.
Сокуров упрекнул президента в том, что в стране «страшная политизация жизни и силовых структур». Он призвал перестать преследовать некоммерческие организации, СМИ и оппозиционную молодëжь. В своей речи режиссёр вспомнил и журналистку Ирину Славину, которая из-за давления силовиков покончила жизнь самоубийством.
«Надо запретить цензуру, прекратить преследования. Пора заняться нам новой Россией», — подытожил Сокуров и извинился за свое эмоциональное выступление.
Путин подобной речью был раздражëн и вступил в полемику. «Есть за что извиниться, потому что у вас не выступление, а манифест, набор проблем и страхов, которые есть у какой-то части наших граждан. Всегда так бывает. Какие-то из них относятся к вещам, лежащим на поверхности, какие-то выбраны очень странным образом, и мне совсем не понятны», — начал президент.
Владимир Путин. Фото: Михаил Климентьев / РИА Новости
«Дорогой Александр Николаевич, вы хотите повторения Югославии на нашей территории? <...> Это непозволительно даже вам. Это опасные игрушки. Не буди лихо, как у нас говорят! Прежде чем сказать, надо было подумать. <…> Я к вам отношусь с большим уважением, но выражаетесь вы не всегда точно. А к этому нужно серьезно относиться и так на всю страну говорить!», — заявил Путин.
Свою речь он закончил тем, что такие вопросы нельзя обсуждать публично и позвал режиссёра к себе лично.