Новое руководство Сирии разорвало соглашение с компанией «Стройтрансгаз» об инвестициях в порт Тартуса, где находится единственная зарубежная база военно-морского флота России. Об этом сообщил директор Тартусской таможни Рияд Джуди в комментарии al-Watan. По словам чиновника, все доходы от деятельности порта теперь направляются «на благо Сирии», а рабочие, занятые обслуживанием морской гавани, вернулись под управление государства. Джуди также обратил внимание, что РФ не модернизировала механизмы порта, вопреки договорённостям. Теперь Сирия займётся восстановлением устаревших сооружений самостоятельно.
Фото: Getty Images
Правительство России заключило соглашение с экс-диктатором Сирии Башаром Асадом об аренде порта Тартус на 49 лет в апреле 2019 года. Тогда же был подписан инвестконтракт со «Стройтрансгазом», по условиям которого Москва обещала вложить в модернизацию гавани свыше 500 миллионов долларов в следующие четыре года. Сколько в итоге инвестировала Россия, неизвестно. В Дамаске рассчитывали, что производительность порта увеличится с 4 до 38 миллионов тонн в год.
В декабре 2024 года Россия начала выводить из Тартуса свои корабли. Новое руководство Сирии до сих пор не дают полностью вывезти оружие и военную технику из порта. По данным OSINT-исследователей, уже почти две недели неподалёку дрейфуют фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Головко», большой десантный корабль «Иван Грен», танкеры «Вязьма» и «Скобелев», а также логистические суда Sparta и Sparta II.
Порт в Тартусе — второй по величине в Сирии. Располагавшаяся там военная база давала РФ прямой выход в Средиземное море и наряду с аэродромом в Хмеймиме служила ключевым пунктом для распространения влияния Кремля на Ближний Восток и Африку, а также хабом для переброски войск, наёмников и оружия.
В ночь на 8 декабря повстанцы во главе с исламистской группировкой «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ) захватили столицу Сирии Дамаск и объявили о свержении режима Асада. Сам 59-летний диктатор сложил полномочия и сбежал в Москву, где ему предоставили политическое убежище. Революция поставила под вопрос военное присутствие России в Сирии. В Кремле заявляли, что ведут переговоры о сохранении своих баз в стране с новым руководством страны, сформированным силами, с которыми Москва ранее вела вооружённую борьбу. О каких-либо решениях публично не сообщалось.