20 октября в Молдове прошли президентские выборы и референдум о внесении изменений в Конституцию. На выборах президента ни один из кандидатов не преодолел барьер в 50% голосов, свидетельствуют предварительные результаты Центральной избирательной комиссии. Это означает, что в стране пройдёт второй тур выборов. Он назначен на 3 ноября.
Во втором туре встретятся действующая президентка Майя Санду (42,31%) и бывший генпрокурор Александр Стояногло (26,07%). Его поддерживает Партия социалистов экс-президента республики Игоря Додона. В случае победы Стояногло обещал проводить «сбалансированную» внешнюю политику, включающую связи с ЕС, США, Россией и КНР. Из остальных девяти кандидатов лишь одному удалось набрать больше 10% — это Ренато Усатый, который получил 13,8% голосов.
В штабе Санду были разочарованы результатами голосования. BBC описывает настроение штаба в воскресенье вечером как «крайне подавленное». Один из советников действующей президентки охарактеризовал полученный Санду результат как «не тот, который мы ожидали».
Фото: Lalandrew / Shutterstock
Одновременно с президентскими выборами в Молдове проходил референдум об изменении Конституции для вступления в Европейский союз. Вариант «да», за который призывала голосовать Санду, набрал чуть больше половины голосов — 50,42%. Это значительно меньше того, что предсказывали опросы и чего ожидали сторонники президентки. Противники евроинтеграции лидировали практически до конца подсчёта голосов. За вариант «нет», как отмечает Politico, голосовали в основном внутри страны. Однако затем результат изменили голоса граждан Молдовы, живущих за границей. Несколько кандидатов в президенты бойкотировали референдум. Александр Стояногло заявил, что не поддерживает идею изменения Конституции, хотя и добавил, что является сторонником «европейских устремлений» своей страны.
Санду заявила о попытке фальсификации. По её словам, «преступные группировки», которые работают с «иностранными силами, враждебными интересам Молдовы», намеревались купить 300 000 голосов. Санду назвала это «мошенничеством беспрецедентного масштаба» и заявила, что у её команды есть доказательства махинаций. Свидетельства подкупа голосов увидели и журналисты BBC на одном из избирательных участков в Приднестровье.. Продюсер BBC услышал, как женщина, только что опустившая свой бюллетень в урну, спросила наблюдателя за выборами, где ей заплатят. На улице журналисты уточнили у неё, предлагали ли ей деньги за голосование, и она «призналась в этом без колебаний». Однако пообещавший ей денег мужчина не отвечал на её звонки. На вопрос, за кого она голосовала, женщина не ответила.
В Европейской комиссии заявили, что голосование в Молдове проходило «в условиях беспрецедентного вмешательства и запугивания со стороны России и её доверенных лиц, направленных на дестабилизацию демократических процессов». В Кремле, комментируя результаты референдума, отметили «механически трудно объяснимые темпы прироста голосов» в пользу Санду и сторонников евроинтеграции. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков назвал прошедшую в Молдове избирательную кампанию «несвободной» для оппозиционных сил, которые, по его словам, «преследовались»:
Их бросали в тюрьмы, их подвергали допросам, их не пускали в страну, закрывались СМИ, блокировались интернет-ресурсы
Тем не менее, считает он, даже в условиях такой кампании можно видеть, как много людей «не являются сторонниками идеологии действующего президента Санду». Доказательства подкупа голосов, по словам Пескова, должны быть обязательно представлены, если они у Санду есть:
Неплохо, чтобы она объяснила такое количество голосов, несогласных с её линией. Это тоже преступные группировки? Или она имеет в виду, что граждане Молдовы, которые её не поддерживают, ассоциируются у неё с преступными группировками?