«Совет матерей и жён» — так называют себя родственницы мобилизованных и срочников, отправленных служить в Белгородскую область. Издание «Бумага» рассказывает, как появился «Совет матерей и жён», в чём его идеология и кто его участницы.
Скриншот из видео Telegram-канала «Холод»
Ольга Цуканова — мать солдата-срочника, которого заставляют подписать контракт с ВС РФ для участия в «спецоперации». 23 сентября Цуканова опубликовала на личной странице в VK обращение к матерям и жёнам срочников и мобилизованных с призывом объединяться.
По её словам, связи с сыном нет. После звонков в часть Ольге сказали, что сына готовят к отправке в Украину и он проходит «психологические тесты».
28 сентября общественное объединение «Общенародный союз возрождения России» объявило о создании «Всероссийского совета матерей» (далее его называют «Совет матерей и жён»). Ольга Цуканова его возглавила.
«Совет матерей и жён» под руководством Цукановой предлагает создать в каждом городе советы матерей — органы общественного контроля, которые будут фиксировать нарушения, проверять, как готовят мобилизованных и насколько качественно их снабжают.
Я думаю, что мы можем оказаться той силой, которая заставит Минобороны обратить внимание на свои, так сказать, промахи. Промахи, которые стоят жизни наших ребят.
Зинаида Курбатова, мать погибшего мобилизованного Алексея Курбатова, в интервью «Бумаге»
14 ноября более 20 активисток Совета приехали из разных городов России к штабу Западного военного округа в Петербурге, чтобы передать военным свои требования: начать переговоры с Украиной, отказаться от использования ядерного оружия, вывести срочников из Белгородской области, разобраться в случаях незаконного призыва или отправки срочников в зону военных действий.
Охрана не пропустила активисток и призвала женщин расходиться. Ни женщин, стоявших в пикете, ни тех, кто пытался пройти в штаб ЗВО, полиция не задерживала.
Не попав к руководству штаба, две женщины по очереди встали в одиночные пикеты на Дворцовой площади и Невском проспекте.
15 ноября женщинам удалось попасть в штаб и поговорить с армейским чиновником. Зинаида Курбатова требовала возбудить уголовное дело о незаконной отправке мобилизованных на фронт без подготовки. Ответ обещали дать в течение 30 дней.
По словам Светланы Беловой, участницы Совета, многие, кто приехал за ответами в штаб ЗВО, ранее направляли туда письменные обращения. Но не получили ответа за два месяца и больше.