«Фогель»: смешать, но не взбалтывать!

Каким было главное политическое пространство Петербурга и что с ним будет дальше. Авторский материал Евгения Затеева

|

Автор: Евгений Затеев

Помогите сохранить «Скат media»

Даже маленькое пожертвование поможет «Скату» не утонуть!

В марте 2021 года в Петербурге открылось знаковое для политических активистов заведение. Заведение привлекло внимание сразу, ведь ранее функцию политического бара в Петербурге выполнял бар «Бакалавриат», которому пришлось закрыться в феврале этого же года из-за проблем с новыми хозяевами. Точнее, переехало на новое место, с новым дизайном и названием. В октябре Роспотребнадзор закрыл уже «Фогель» (от немецкого vogel — птица, — прим.ред.). В этом материале мы расскажем об истории бара и его закрытии.


Валентин Хорошенин. Фото: Михаил Чимаров / Скат media


Валентин Хорошенин — координатор петербургского отделения движения «Весна», один из учредителей «Фогеля». В заведении он отвечает за организацию политических мероприятий.


— Как появилась концепция этого бара?


— Всё достаточно просто – параллельно с «Фогелем» некоторое время существовал бар «Бакалавриат», он даже старее, потому что «Фогель» открылся в 2020 году, летом, и был просто магазином пива. В «Бакалавриате», который входил в одноименную ОООшку вместе с «Фогелем», проходили многочисленные лекции, в том числе политического характера. В один момент мне пишет наш бывший управляющий, Александр, предлагает приобрести бар. Изначально предлагали купить целое ООО, в которое входило три заведения, но два из них закрылись из-за конфликта с собственниками помещений. «Фогель» остался, и в нём мы реанимировали дух «Бакалавриата», всю его концепцию, продолжаем так жить дальше.


Валентин Хорошенин. Фото: Михаил Чимаров / Скат media


Один из посетителей бара рассказал нам, что посещал мероприятие «Политфест» со своими однокурсниками. Доходило до того, что студенты договаривались с главой студенческого комитета о встречах в баре. Также студенты планировали провести в «Фогеле» цикл лекций, связанных с политологией. В баре также хотел прочитать лекцию известный экономист Сергей Гуриев, но из-за закрытия заведения мероприятие перенесено на неопределённый срок.


«Фогель» стал общим местом сбора для политических активистов самого разного толка: от коммунистов до либертарианцев, от левых феминисток до ультраправых бритых молодчиков, которые после бара обязательно пойдут на турники, и консерваторов со значками «большой русский кот Шлёпа». Иногда бар посещают представители парламентских партий (ЛДПР, КПРФ, а с недавних пор «Новые люди»)  и даже общаются с навальнистами за кружкой пива. 


— В Петербурге это сейчас единственный политический бар, в котором проходят лекции, дебаты и прочие мероприятия?


— В целом – да. Я слышал, что на Некрасова появился какой-то бар, где просто такой науч-поп в стендап формате проходит, однако у нас открыто политическое заведение, со скидками для активистов, и всё в таком духе. В других барах подобного нет, поэтому я с уверенностью заявляю, что да, мы – единственный политический, демократический, антипутинский бар в Петербурге, а то и во всей России, потому что «Новая искренность», «Антресоль», либо закрылись, либо сменили своих собственников, которые меняют концепцию заведения. 


Фото: Михаил Чимаров / Скат media


Помимо единоразовых мероприятий в «Фогеле» проходят и регулярные, например, «Пивной политолог». Каждый четверг постоянные посетители бара собираются, чтобы обсудить за кружкой пива (или чего-нибудь покрепче) ранее прочитанные статьи, мировые тенденции и обустройство России в будущем.


— Валентин, как часто возникают конфликты на идеологической почве среди посетителей?


— Очень дружественно всё, конфликтов, кроме как в чатах, я не припомню. Никто никому морду здесь не бил. Единственные конфликты, которые были, случались у буйных посетителей, которые уже успели накатить и пришли к нам в бар. Были случаи, когда группу быстрого реагирования пришлось вызывать, не зря с ЧОПовцами дружим.


Проверка документов у посетителей «Фогеля». Фото: Михаил Чимаров / Скат media 


— Расскажи пожалуйста, как полиция и Центр «Э» реагируют на ваш бар. Приходят ли с проверками, кошмарят?


— На моей памяти был только один эпизод, когда к нам на дебаты между представителями Либертарианской партии России и «Другой России Эдуарда Лимонова» пришли оперативники Центра «Э», но мне удалось их выгнать.


Я сблефовал, сказал: Мужчина, вы зачем здесь сидите, у нас закрытое мероприятие. Вы на него регистрировались?»


Он отвечает: «Нет, какая регистрация?».


Я говорю: «Ну, тогда на выход».


По пути он у меня спрашивает, кем я вообще являюсь в баре, я говорю: «А я владелец».


Тот говорит: «Ну в таком случае я не буду представляться».


Я: «Да и не нужно, я ж понимаю, что вы из Центра “Э”».


В ответ: «Я представитель межгалактической полиции, я бы очень не хотел, чтобы в вашем баре появлялись различные инопланетные формы жизни, например, марсиане».


Это либо отсылка на собирательный образ юного радикала, либо на такое ультраправое движение, как «Молодёжный авангард русских социалистов». Больше никаких таких каминг-аутов от оперативников я не видел, может они там тихо приходят, где-то сидят, но по крайней мере их не особо часто наблюдаю.


Сотрудники полиции и Роспотребнадзора в «Фогеле». Фото: Михаил Чимаров / Скат media 


24 октября «Фогель» посетили полиция и Роспотребнадзор. Бар закрыли до суда по статье 6.3 КоАП РФ (Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения). Аналогичным образом в декабре 2020 года была уничтожена «Новая искренность» (либертарианский клуб Михаила Светова и Ярослава Конвея, председателя ЛПР, — прим.ред.).


В день, когда опечатали «Фогель», мы взяли небольшое интервью у генерального директора и SMM-менеджера бара Светланы Соколовой.


Светлана Соколова. Фото из личного архива


— Вы открылись во время пандемии  Какие сложности были при открытии и при дальнейшей работе?


— Мы открылись в тот замечательный период, когда ковидные ограничения претерпели некоторые послабления. Сначала мероприятий было меньше, потом мы стали развивать эту концепцию. Про нас стало узнавать больше людей и с ограничениями мы не сталкивались. Сейчас – готовились к локдауну, думали, соответственно, работать на вынос, как и предписано законом. У нас всегда стоял антисептик, маски, вот, рассадка. Мы всегда пытались соблюдать все необходимые меры, сотрудники у нас привитые, посетители, в основном, тоже.


— Насколько тяжело соблюдать ковидные ограничения?


— Ну вот последние полгода особо проблем не было, потому что не было ограничений на количество человек на мероприятиях. В целом у нас вместимость, наверное, не более 80 человек на два зала. Соответственно, это всегда было допустимое число зрителей, мы работали в разрешённое время, то есть до двух ночи, и в целом проблем не возникало.


— В «Фогель» пришла полиция и опечатала его. Далее вас ждет суд. Расскажи, что будет происходит дальше с баром, и есть ли планы на будущее.


— Это очень забавно, на самом деле. Мы давно ждали повышенного внимания со стороны правоохранительных органов из-за содержания наших лекций, из-за нашей смелости и абсолютного отсутствия цензуры, что у нас в России не приветствуется ни на каких уровнях. Сегодня вот мы проводили вечер писем политзаключённому Павлу Крисевичу, акционисту, художнику, которого в июле задержали на Красной площади из-за его перформанса с выстрелом холостыми в голову себе. Таким образом он выражал протест против политических репрессий. Сегодня собрались его друзья, его коллеги, неравнодушные люди, чтобы поговорить о его творчестве и написать письма.


Но кто-то очень доброжелательный решил написать абсолютно идиотское заявление о том, что у нас якобы собираются антиковидники в количестве более 45 человек. К нам приехал Роспотребнадзор, приехала полиция и начали проверять помещения и людей на предмет соблюдения антиковидных ограничений. То есть маски, перчатки, антисептики и всё такое. Затем поговорили с соучредителем бара Валентином Хорошениным, вывели всех гостей и опечатали помещение. Сказали, что будут составлять протокол и закрывать бар до суда.


В планах у нас продолжать деятельность, если не на этой точке, так на другой, потому что есть запрос, есть лояльная аудитория и есть необходимость высокого уровня дискуссии в Восточной Европе.


Полиция в «Фогеле». Фото: Михаил Чимаров / Скат media 


Сейчас бар не работает, но в соцсетях заведения идёт кампания под хештегом #freefogel. В Telegram-канале заведения владельцы собирают на переезд, а активисты выходят в пикеты в защиту бара.


Пикет в поддержку «Фогеля». Фото: ЗАКС.ру


О закрытии «Фогеля» мы писали 24 октября.


Редакторы: Лев Гяммер, Анастасия Кашкина

Поддержите Скат media

Наша единственная надежда в эти тёмные времена — вы.