20 октября Алексей Навальный получил премию «За свободу мысли» им. Андрея Сахарова. Каждый год её вручают тем, внёс «исключительный вклад в борьбу за права человека по всему земному шару».
Сергей Иваненко, заместитель председателя партии «Яблоко» направил в Европарламент письмо с просьбой не давать Навальному премию им. Андрея Сахарова.
Своё письмо Иваненко начал с критики позиции Навального по Крыму:
«В 2014 году Навальный заявил, что “Крым принадлежит тем людям, которые живут в Крыму, Крым останется частью России и никогда больше не станет частью Украины в обозримом будущем”. “Крым — это бутерброд с колбасой, что ли, чтобы возить его туда-сюда?…”. С 2017 года он начал заявлять, что “не видит решения крымской проблемы”, поскольку “за последнее время не было урегулировано ни одного территориального конфликта между двумя государствами”. В своих многочисленных интервью Навальный, как и Путин, неоднократно говорил, что русские и украинцы на самом деле ”одна нация“, зная, что такие заявления многими людьми в Украине расцениваются как оскорбительные».
Позже в разговоре с Арсением Весниным, Сергей подтвердил факт написания письма:
— Да, я писал такое письмо. Оно было лично от меня, не от партии. Я считаю, что Навальный, конечно, политический заключенный, но никакого отношения к премии Сахарова он не имеет. Это решение Европарламента — очень печальное событие для демократического движения в России.
— Почему?
— Потому что он националист. Он разжигает примитивную социальную рознь. Я считал, что премия Сахарова дается не просто за политическую деятельность, а имеет либеральную и демократическую направленность.
— У многих появились понятные вопросы: человек вернулся в Россию, рискнул жизнью, сидит в тюрьме, а вы пишите письмо с просьбой не давать ему премию. Выглядит как минимум неоднозначно.
— Такие претензии к нам предъявляют более года. Но аргумент тут один, что он находится в тюрьме. Я считаю, что он политик, он не лежачий, он руководит политическим процессом, он формирует направление против которого я возражаю. Почему я должен молчать?