Экс-сотрудник штаба Навального рассказал о работе на ФСБ на протяжении шести лет

Интервью с оппозиционером-агентом спецслужб вышло у издания «Вёрстка»

|

Автор: Дарья Мерненко

Свободный интернет — ваше право!

Специальное предложение для читателей «Ската» — скидка 10% на покупку Amnezia Premium

Оппозиционер из Удмуртии Михаил Соколов рассказал о том, как он 6 лет работал на ФСБ, пока состоял в Фонде правового обеспечения граждан, созданным Алексеем Навальным. Именно в этом Фонде Следственный комитет якобы нашёл хищения денежных средств. «Кражи» из Фонда стали одним из эпизодов дела, по которому Навальному присудили лишение свободы.


Михаил Соколов пожимает руку Алексею Навальному. Фото из личного архива


Михаил Соколов вошёл в команду Алексея Навального с середины 2010-х годов и на протяжении года (с 2017 по 2018) возглавлял Фонд правового обеспечения граждан. 


Соколова завербовали в 2016 году. Тогда он опасался, что его призовут в армию, и ФСБ этим воспользовалась.


Меня вызвали к начальнику военкомата. <...> Тот сказал: «Чувак, я знаю, что ты косишь от армии, а за это статья — два года лишения свободы. Но мы можем тебе помочь». Он дал листок и попросил подписать бумагу о том, что я хочу добровольно сотрудничать.


Соколов согласился работать на ФСБ. Ему дали позывной и поставили ряд задач: предупреждать о планирующихся акциях протеста, даже об одиночных пикетах, а также рассказывать о финансовых источниках структур Навального.


О встречах с сотрудниками ФСБ Соколов договаривался в секретном чате в Telegram:


Встречи происходили вживую, в автомобиле. <...> Всё происходило так: ты садишься в машину, тебе дают белый лист формата А4. Ты пишешь всю полученную информацию и ставишь подпись — твой позывной.


Соколов не вызывал подозрений у коллег: как вспоминает экс-координатор штаба Навального в Ижевске, он был заметным в Удмуртии активистом, ответственно и мотивированно подходил к работе. Сам Соколов тоже считает, что коллеги ничего не знали о его работе на ФСБ.


По его словам, он старался рассказывать только ту информацию, которая не могла бы навредить его соратникам. Например, сообщал о готовящемся митинге, уже объявленном публично.


Михаил Соколов в 2020 году. Фото из личного архива


Работа на ФСБ, по словам Соколова, долгое время не оплачивалась. Однако когда он устроился в штаб Навального в Ижевске, сотрудники ФСБ стали «очень заинтересованы». Тогда Соколову стали выплачивать ежемесячную компенсацию в 10 тысяч рублей.  


В 2019 году Соколов пытался уехать из России, потому что устал от агентурной работы. Он планировал отправиться в Польшу, но на границе его не пропустили.


В 2021 году, после признания штабов Навального экстремистскими, оппозиционеры начали покидать Россию. Соколову предложили переехать в Грузию — причём и его соратники, и силовики. Последних в Грузии интересовали местные спецслужбы.


Если будем исходить из парадигмы сотрудников ФСБ, то им интересна подготовка революции в России. А грузинскими спецслужбами,  которые пытаются выйти на контакт с российскими активистами, руководит ЦРУ. 


Соколов, по его словам, и сам начал верить, что «грузинские спецслужбы готовят через российскую оппозицию революцию в России».


В Грузии Соколов должен был попасть в список тех, с кем выходят на контакт грузинские спецслужбы, — однако ничего не вышло. В начале 2022 года усилились репрессии, в конце февраля Россия вторглась в Украину: для Соколова, по его словам, это стало последней каплей.


Можете назвать это обострённым чувством справедливости, но я не мог смотреть на то, как погибают мирные люди. И стал пытаться попасть в Вооружённые силы Украины.


В Украину Соколова не пустили, как он заявляет, из-за запрета на въезд в страну гражданам России. Тогда же он рассказал своим коллегам, что последние шесть лет работал на ФСБ. Некоторые после этого перестали с ним контактировать. Впрочем, Соколов утверждает, что часть оппозиционеров продолжают с ним общаться.


Вскоре после признания Соколов уехал из Грузии, где, по его мнению, опасно находиться из-за агентов ФСБ. Сейчас он живёт в лагере для беженцев в Нидерландах.


Соколов заявил, что рассказал историю о своей вербовке и работе на ФСБ, потому что не может промолчать, «когда Россия творит такие вещи». «Теперь я понимаю, что в Россию точно не вернусь», — заключил он.    

Поддержите «Скат media»

Наша единственная надежда в эти тёмные времена — вы.