15 августа ФСБ объявила об убийстве при задержании двух террористов в Волгоградской области. Якобы соратники неонациста Максима Марцинкевича по заданию украинских спецслужб готовили акцию по подрыву нефтепровода в Волгоградской области. Русская служба «Би-би-си» выяснила, что один из предполагаемых террористов погиб несколько месяцев назад, а второй живёт в Украине и отрицает причастность к преступлению.
Машина предполагаемых диверсантов. Скриншот: ФСБ России
ФСБ заявила, что при попытке подрыва нефтепровода были «нейтрализованы оказавшие вооружённое сопротивление два гражданина Российской Федерации». На видео, опубликованном службой безопасности, видно расстрелянный легковой автомобиль и два тела. Рядом с ними лежат пистолеты.
Теракт, по утверждению ФСБ, готовили члены неонацистской группировки «Реструкт», созданной Максимом Марцинкевичем, который умер в 2020 году в тюрьме. Организаторами назвали россиянина Андрея Чуенкова, воюющего в Украине, и Юрия Ионова, гражданина Украины и участника «Азова».
При этом из пресс-релиза ФСБ прямо не следовало, что двое убитых в Волгоградской области мужчин были Чуенковым и Ионовым.
Андрей Чуенков. Фото из открытых источников
Позже выяснилось, что Чуенков жив и находится в Киеве. Он заявил, что не организовывал теракт и не состоит в батальоне «Ураган», а его якобы подельник Ионов погиб при бомбёжке Мариуполя в марте 2022 года:
Мне начали присылать какие-то ссылки (на публикации с пресс-релизом ФСБ, — прим. ред.) Слово «удивился» тут не очень подходит. Я стараюсь не вступать в конфронтацию с Российской Федерацией, потому что у меня и так хватает с ней проблем, и когда мне начали присылать эти новости, я немного офигел.
В изначальных ссылках там не фигурировала моя фамилия, так что я подумал, что это журналисты просто зачем-то взяли мою фотографию для какого-то видеоряда: «Реструкт», Марцинкевич, всё на свете... Такое иногда случается, к этому я уже привык. Но потом моя фамилия начала мелькать всё чаще, начали публиковать данные моей семьи, и это было уже страшно, потому что люди непричастные ни к чему, подверглись какому-то буллингу и оскорблениям.
Чуенков рассказал, что уехал из России в октябре 2020 года и запросил в Украине политическое убежище. Причиной отъезда он называет свой политический активизм и дружбу с Максимом Марцинкевичем. Он добавил, что не принимал участия в боевых действиях. Чуенков предположил, что его связали с батальоном «Ураган» и «Азовом» из-за того, что у него есть знакомые — ветераны АТО и «Азова». При этом батальона «Ураган», по-видимому, вообще не существует, в СМИ о нём нет ни одного упоминания.
По словам Чуенкова, он занимается волонтёрской деятельностью с начала войны России с Украиной и помогал работать с ранеными. На вопрос «Би-би-си», откуда в пресс-релизе ФСБ могла появиться фамилия его «подельника» Ионова, Чуенков ответил: «Отдельная какая-то хохма».
Он сказал, что Ионов погиб в Мариуполе в самом начале войны. Эту информацию «Би-би-си» подтвердили двое военнослужащих «Азова». Чуенков предположил, что ФСБ пытается дискредитировать «всё, что связано с русским национализмом», называя его и Ионова организаторами теракта.