На контрактников завели десятки дел за побеги из войсковых частей

Об этом сообщает «Вёрстка»

|

Автор: Дарья Мерненко

Помогите сохранить «Скат media»

Даже маленькое пожертвование поможет «Скату» не утонуть!

На контрактников массово заводят уголовные дела об оставлении войсковой части, передаёт «Вёрстка». Их судят за побег с учений или оставление части после того, как они побывали в зоне боевых действий. 


Некоторые военные признаются, что предпочитают нарушить закон, чем ехать на войну с Украиной. 


Воинская часть в Острогожске Воронежской области. Скриншот видео: пресс-служба Главы Республики Коми


Евгения Белозёрова приговорили к году колонии-поселения за самовольное оставление части. Он решил уехать домой после того, как в зоне боевых действий попал под обстрел и получил контузию.


Адвокат Виктория Шевченко сообщила «Вёрстке», что многие «самоволки» сегодня выглядят так: военнослужащий попадает на фронт, не хочет туда возвращаться и, оказавшись в России, сбегает. Помимо Белозёрова, у Шевченко есть ещё трое подзащитных с похожими историями. Одного приговорили к условному сроку, двое ждут решения суда.


Раньше суды почти никогда не назначали военным строгие наказания, хотя по закону за отсутствие в военной части несколько суток военный может быть арестован на срок до полугода, за отсутствие более 10 суток — на три года колонии, более месяца — до пяти лет. 


По данным «Вёрстки», изучившей решения судов за 2021 год, нарушителей чаще всего приговаривали к ограничениям по военной службе (из денежного довольствия удерживают проценты), к условному сроку или штрафу.


Воинская часть в Острогожске Воронежской области. Фото: Олег Харсеев / Коммерсант


В 2022 году ситуация изменилась: дел об оставлении военных частей стало больше, а приговоры — суровее, поделились с «Вёрсткой» адвокаты из разных городов. 


Все дела о «самовольном оставлении части» за 2022 год были возбуждены против военных, служащих по контракту. Больше всего количество «самовольных оставлений части» выросло в Республике Дагестан и Оренбургской области. 


Так, в Оренбургский гарнизонный военный суд с апреля по 5 августа поступило 14 дел — в два раза больше, чем за весь 2021 год. Суд в Махачкале с мая по 5 августа получил девять дел — столько же, сколько в течение всего прошлого года.


Кроме того, контрактники стали чаще объяснять оставление частей тем, что не хотят участвовать в войне. До вторжения в Украину военнослужащие по контракту в основном объясняли отъезды бытовыми причинами — поехали домой на праздники, захотели провести побольше времени с семьёй. Или подали рапорт об увольнении либо отпуске и уехали домой, не дождавшись ответа из-за бюрократических проволочек. 

Поддержите «Скат media»

Наша единственная надежда в эти тёмные времена — вы.