Журналисты «Новой газеты. Европа» выпустили репортаж из Херсона. Официально, из оккупированной в конце февраля Россией Херсонской области, гуманитарных коридоров нет. Люди выезжают на подконтрольную Украине территорию по дороге, которая постоянно обстреливается, через Запорожскую область. Есть и другой путь — в Европу или в Россию через Крым.
Фото: Елена Бондарь
Заехать в Херсонскую область из России можно на автомобиле. На КПП каждую машину тщательно досматривают российские пограничники. Простоять в очереди можно целый день.
Украинский КПП Каланчак разбит. Здесь 24 февраля прошли танки, уничтожая всё на своём пути.
На территории оккупированной Херсонской области знаки с указанием населëнных пунктов и расстоянием до них замазаны чёрной краской,а ближе к Херсону замазаны и стандартные дорожные знаки.
Андроновской мост через Днепр был заминирован после аннексии Крыма, но, когда российские войска стали по нему проходить, он не взорвался.
На обочине дороги, проходящей через мост, видны остатки легковых автомобилей и военной техники. На въезде и выезде с моста военные проверяют каждую машину.
26 июля автор материала покинула Херсон, а через несколько часов Андроновской мост разрушили. Херсон оказался в блокаде.
Вечером в городе пахнет гарью, жители закрывают окна, несмотря на жару.
Мой знакомый, пенсионер МВД, говорит, что они сжигают своих. На улице жара, а потери большие. Эту версию слышала уже от многих, но сама туда не ходила проверять, слишком хорошо они охраняют эту свалку, да и идти далеко. Уж не знаю, что им мешает трупы своих солдат через Крым родственникам отправлять.
Мария, жительница Херсона
После оккупации короткий номер полиции перестал действовать в Херсоне и области. В мессенджерах распространили российские номера, куда можно звонить в экстренных ситуациях, но если ты одинокий старик, который не умеет пользоваться смартфонами, то эти номера не узнать.
Многие полицейские согласились работать на оккупационные власти. Кто-то после пыток в камере, кто-то по своей воле.
Главное управление МВД по Херсонской области возглавляет генерал Липандин. Его в 2014 году объявила в розыск служба безопасности Украины, он активно поддерживал Россию и разгонял майданщиков с помощью «Беркута». После победы Майдана он сбежал в Россию, но сейчас его машину можно часто видеть в Херсоне.
Несмотря на то, что зарплату предлагают в 70 тысяч, всё равно серьëзный недобор сотрудников. Планируется даже создание отделений полиции с сотрудниками из России.
Кроме того, силовикам выдают гражданство России быстрее, чем обычным гражданам. Сейчас на оформление паспорта уходит около месяца, тогда как у рядовых украинцев по два-три.
Некоторым херсонским силовикам выдали на постоянное ношение табельное оружие, его не нужно сдавать в конце смены.
Город активно живёт только до обеда, после же большинство граждан предпочитают не выходить из дома.
Ценники в магазинах указаны в рублях и гривнах, с курсом 1 гривна равняется 1,5 рублям.
Утром весь город превращается в рынок. При попытке купить что-то за рубли, продавцы отправляют к людям, которые меняют рубли в гривны. Курс у них в течении дня меняется.
Люди в Херсоне ищут терминалы, потому что купить по карте стоит дороже, чем за наличные. Процент обнала доходит до 18%.
По телевизору объявляют, что украинская власть больше не будет платить пенсию в Херсоне, а если не успеть получить гражданство РФ, то и российской не будет.
После оккупации одного из мелких бандитов 90х забрали и стали расспрашивать об устройстве наркотоафика в Херсоне. Житель Херсона и друг похищенного удивляется:
Прикинь, я думал, они типа «санитары леса», а оказалось, просто «бизнес» отжать хотели.