Министерство юстиции выпустило две методички для следователей, судей и судебных экспертов о том, чем статьи о «дискредитации» Вооружённых сил РФ отличаются от статей о распространении «фейков». Об этом сообщает «Коммерсант» и The Insider со ссылкой на адвоката Станислава Селезнёва.
Последствия обстрела роддома в Мариуполе. Фото: Evgeniy Maloletka
В методичках объясняется, как нужно анализировать высказывания о действиях российских Вооружённых сил. «Утверждение о факте» относится к «фейкам», а негативное «мнение» об армии — к её «дискредитации».
Первая методичка объясняет, как проводить судебную лингвистическую экспертизу в делах о фейках о ВС. Объектом экспертизы выступает сообщение, которое можно исследовать сугубо с учётом контекста его публикации или размещения. И если информация подаётся в виде фактов — значит, это «фейк».
Во второй методичке рассказывается о «комплексной психолого-лингвистической экспертизе» материалов о «публичной дискредитации» армии. Задача эксперта, утверждается в документе, — это «установление типа „экстремистского“ значения, выраженного в материале».
Свежие могилы на кладбище в селе Новый Крым около Мариуполя. Фото: Alexander Ermochenko / Reuters
Минюст выделяет три таких типа: «дискредитация использования» армии, «дискредитация исполнения органами госвласти своих полномочий в целях защиты интересов РФ и её граждан» и «побуждение к воспрепятствованию использования» армии.
После вторжения в Украину Роскомнадзор потребовал от российских медиа использовать исключительно термин «специальная операция» при освещении войны.
2 марта 2022 года в Госдуму внесли закон о «фейках», уже через два дня он был подписан Владимиром Путиным. Наказание за распространение «фейков» — вплоть до 15 лет лишения свободы. Первый приговор по этой статье был вынесен 8 июля муниципальному депутату Алексею Горинову. Суд назначил ему семь лет колонии.