16-летний Владислав Буряк жил вместе с сестрой, матерью и дедом в Мелитополе Запорожской области. Когда российские войска вошли в город, Влад отказался уезжать. Он хотел остаться с дедушкой, у которого была четвертая стадия ракового заболевания.
Влад Буряк, сын главы Запорожской районной администрации Олега Буряка. Фото из архива Олега Буряка
8 апреля дедушка Влада умер, и в тот же день отец Влада посадил его в машину вместе с ещё несколькими эвакуирующимися.
Как Влад рассказал в интервью изданию «Ґрати», через два часа после выезда машина остановилась на последнем российском блокпосту в городе Васильевка.
Российский военный, увидев, что Влад смотрит в телефон, забрал его и стал просматривать фотографии и соцсети в телефоне Влада, и нашёл в его Telegram украинские каналы. Он приказал подростку выйти из машины, наставил на него автомат и спросил, расстрелять ли его прямо сейчас или разбить телефон.
Влада увели на допрос в кафе неподалёку. Через несколько часов машину, в которой он ехал, пропустили дальше. Его попутчики не хотели уезжать без мальчика, но им пришлось оставить Влада и ехать дальше. Влад говорит, что не винит их: им надо было спасать детей.
После короткого допроса Влада отвезли в здание Васильевского отделения полиции, оккупированного россиянами, и поместили в камеру. Вечером ему устроили второй допрос.
Они начали мне задавать вопросы по типу: как я отношусь к войне, считаю ли я их фашистами, орками, оккупантами. Спрашивали, кто я, чем интересуюсь. Через 20-30 минут меня снова отвели в камеру. Сказали, что завтра вывезут на эвакуационных автобусах, но никто меня не вывез
Владислав Буряк
В его камере размером 2 на 3 метра была металлическая кровать со старым матрасом и подушкой, в туалете не работал слив. Кормили в основном кашами и консервами, но первые четыре дня Влад не мог есть из-за стресса.
На третий день к Владу подселили местного жителя. Его задержали, потому что он выпивал с друзьями, которые ранее обстреливали российских солдат. Мужчину, по словам Влада, два часа жестоко пытали, в том числе били электрошокером по половым органам. Позже он вскрыл вены крышкой от консервной банки, но не погиб — его увезли в больницу.
Вскоре Влад стал работать на кухне и убирать помещения. Раз в несколько дней ему приходилось убирать «пыточную».
Там очень много было крови: тампоны с кровью, ваты с кровью. Мусор выносил, полы оттирал от пятен крови
Владислав Буряк
Самого Влада российские военные не избивали, но ему всё равно постоянно было страшно.
Очень было страшно, невероятно страшно. Потому что там пытали людей. Люди кричат, ты все это слышишь
Владислав Буряк
Со временем Влад раздобыл книги. Раз в 8–10 дней ему позволяли звонить родителям.
Глава Запорожской районной администрации Олег Буряк с детьми. Фото из архива Олега Буряка
6 июля, после трёх месяцев заключения, Влада освободили.
Я очень сильно повзрослел. Если до восьмого апреля я был самым обычным подростком, то после всей этой ситуации я очень сильно вырос. Очень сильно повлияло то, что постоянно слышал пытки, видел кровь, слышал крики людей. Это была очень сильная работа над собой — самоконтроль, попытки сдерживать себя и не показывать эмоций
Владислав Буряк