«Мы — буряты демократии»: чем занимается первое в России этническое антивоенное движение

Разговор о расизме в РФ и роли Бурятии в войне с Украиной

|

Автор: Даниил Ли

С начала полномасштабного вторжения РФ в Украину в Бурятии почти каждый день хоронят военных. Регион занимает второе место по числу погибших военных, издание «Люди Байкала» собирает информацию о погибших военных из региона, к 18 мая список насчитывает 132 погибших, фонд «Свободная Бурятия» насчитал 138 погибших.


Инфографика о смертности на войне. Источник: Instagram / freeburyatiafoundation



По данным Telegram-канала «Демография упала», смертность молодых бурятских мужчин до 30 лет — на 270%. При этом буряты составляют только 30% населения республики. Главный аналитик фонда «Свободная Бурятия» Мария Вьюшкова заявляет, что доля этнических бурят среди официально погибших составляет 2,4 процента. 


Бурятия — один из самых депрессивных и бедных регионов России. Служба по контракту для выходцев из Бурятии становится социальным лифтом и основным способом заработка. 


Инфографика о военнослужащих из Бурятии. Источник: Instagram / freeburyatiafoundation


Фонд «Свободная Бурятия», выступающий против войны с Украиной, был создан бурятскими активистами в начале апреля. Фонд выступает за горизонтальные связи между регионами, «за реальную федерацию, а не ту, которая на бумажке» и за защиту бурятского языка. Язык включён ЮНЕСКО в Красную книгу языков, находящихся под угрозой исчезновения. 


Мы не «боевые буряты Путина». Мы — буряты демократии.

Из заявления Виктории Маладаевой о создании фонда «Свободная Бурятия» 


Ранее они выпускали антивоенное ролики «Буряты против войны», в одном из которых снимались буряты из Украины. 


«Мы ожидали негатива со стороны земляков, однако были приятно удивлены, когда получили массу сообщений о поддержке и участии», — говорит Виктория Маладаева, одна из основательниц фонда «Свободная Бурятия». 


Активисты фонда организовывает юридические консультации солдатам, не желающим воевать в Украине, и собирают данные о погибших и пропавших без вести. 


Нам пишут знакомые или родственники, сообщают о гибели или пропаже своих родных. Я сейчас на связи с Иркутским активистом Сергеем Беспаловым, мы пытаемся вывезти тела наших парней из Украины, чтобы семьи похоронили их дома.

Виктория Маладаева


Нам удалось поговорить с Викторией о деятельности фонда и его планах.


У нас только на бумаге «мир, дружба, жвачка»


Виктория Маладаева. Источник: instagram / maladaeva


— Мы активно боремся с пропагандой, пытаемся убедить земляков не идти воевать и защищаем честь бурятского народа. Сейчас очень много статей по поводу «жестоких бурят», «о том, какие мы мародёры и пр.», но только вот как славяне могут отличить бурята от якута или казаха? Буряты составляют меньшинство во всех частях, где они служат.


Даже в знаменитой Тацинской бригаде нет и половины. Вообще в России нет ни одного бурятского батальона или бригады и командира, у нас начальники русские, чаще иногородние. Поэтому все эти сообщения, где упоминаются буряты мы тщательно проверяем. Он что так и сказал, «я Баир, я бурят, если что».


Поэтому это вполне могли быть представители других наций, коих в ВС РФ полно. Бурят меньше 2% в российской армии, поэтому давайте не будем вешать всех собак на нацменьшинств. Мало того, что их использовали, как пушечное мясо, так сейчас ещё делают главными дикарями, что российская, что украинская сторона. Хотя если уж докапываться до этнической составляющей, то не лишним будет напомнить, что глава Совета Федерации России Валентина Матвиенко – украинка, родившаяся в Шепетовке. 


У нас в планах доклад по потерям в Украине, у нас хорошие аналитики, слава богу, которые кропотливо собирают данные день и ночь. Мы подготовили и подали санкционные списки по Бурятии и призываем остальные регионы сделать то же самое. Каждый чиновник должен понести наказание за призывы к войне с Украиной.


В ближайшие дни мы также запускаем проект «Народы России против войны», в нём будут принимать участие ногайцы, гураны, калмыки, мордва, татары и тд., надеюсь к ним присоединятся многие другие народы.


Также мы запустили антифашистскую кампанию «Народы России против расизма», которая уже получила широкое общественное внимание. Мы хотим выпустить книгу «1000 историй о дискриминации по национальному признаку в России». Их правда много, мы не ожидали такого количества. Хочется обнять каждого, чтобы никто больше не сталкивался с этим. 


Такая цель у нас появилась, когда мы запустили эту антифашистскую кампанию, думали, что нам пришлют пятьдесят историй, десять. Потому что мы все, активисты, периодически поднимали эту тему дискриминации по национальному признаку в России. И вот сейчас, когда мы запустили эту антифашистскую кампанию, нам пришло, на наше удивление, более двух тысяч историй со всех стран бывшего Советского Союза. Писали мордва, ингуши, калмыки тувинцы, буряты, просто тысячи историй, в каждой из них боль, в каждой из них своя травма.


Скриншот истории Александры Гармажаповой, соосновательницы фонда


Плачешь, когда читаешь такие истории, конечно, хочешь, чтобы россияне понимали, какое у нас общество, которое ненавидит другие народы за их разрез глаз или за их акцент, или за их язык и культуру. Потому что у нас только на бумаге «мир, дружба, жвачка». Каждый раз, когда какие-то национальные праздники, расчехляют всё с большой помпой, танцы, песни национальные, а на деле полное неуважение друг к другу. Мы бы хотели опубликовать эту книгу, чтобы её прочитал каждый житель России, чтоб у нас общество излечилось, потому что эта ненависть, неприятие других людей передаётся через семьи, через поколения, у нас очень много историй, когда дети даже говорили. Дети говорят устами родителей, потому что, видимо, у них дома так говорят. 


Я жила восемь лет в Петербурге и постоянно сталкивалась с дискриминацией, в том числе даже моя дочка на детской площадке, мои друзья тоже. Хотелось бы рассказать россиянам, да и всему миру о том, что у нас такая проблема есть и её нужно как-то решать, сколько можно уже терпеть.


Мы живём и видим это, все видят это, то, как, например, объявления сдаются даже в Чите или в Иркутске пишут объявления «сдаём только славянам».


Поэтому мы не понимаем, почему буряты или другие национальные меньшинства должны ехать умирать за «русский мир», так называемый, когда у нас в стране самих нацистов полно, они сидят в Кремле, Дмитрий Рогозин зиговал, выходил с плакатом и кричал «Россия для русских», и он сейчас глава Роскосмоса.



Дмитрий Рогозин использует нацистский салют на «Русском марше» в 2007 году


Также у нас есть земляк, Баир Самбуев, в 2009 году был проездом в Москве, умный, талантливый парень, он только закончил университет, собирался ехать в Америку учиться дальше. Его убили, он не дополз до квартиры своей тёти буквально несколько метров, у него было более сорока ножевых ранений.


Почему наши буряты должны умирать на этой войне, когда нас самих убивают в России? Война с Украиной — это следствие ксенофобии, ведь Кремль методично внушал мысль, что Украина – не государство, а осколок империи, окраина, у которой якобы даже языка своего нет, только «кривой» диалект русского. 


Редакторы: Аделаида Бергман, Лев Гяммер

Поддержите Скат media

Наша единственная надежда в эти тёмные времена — вы.