Проект «За права человека» собрал пять случаев закрытия дел против антивоенных активистов. По информации ОВД-Инфо на вечер 5 мая, как минимум 1731 административное дело было заведено по статье о «дискредитации» российской армии. В статистику вошли 79 регионов России, а также Крым и Севастополь.
«Это не останавливает поток желающих высказаться о ситуации в Украине, хотя существенно сужает его. Однако иногда репрессивная машина даёт сбой», — говорится на сайте правозащитного проекта.
Лев Пономарёв, основатель «За права человека». Фото: Шарифулин Валерий / ТАСС
Так, в Красноярском крае Назаровский городской суд прекратил производство по делу «о дискредитации армии» в связи с отсутствием состава правонарушения: Яна Шикина привлекли по части 1 статьи 20.3.3 КоАП за серию постов об антивоенных протестах. Заявления на него в середине марта написали две местные жительницы.
Другой суд региона — центральный районный суд Красноярска — прекратил дело местной активистки, которая вышла на антивоенный пикет с плакатом «Нет *****». Девушку обвиняли в нарушении ковидных ограничений, но суд посчитал, что пикет к массовым мероприятиям не относится, а сама активистка носила маску.
Октябрьский районный суд Петербурга прекратил дело местного жителя Вадима Дударева, которому вменяли статью о дискредитации российских военных за пикет на Исаакиевской площади — он держал в руках плакаты «Иконы МИРоточат» и «И ты Попробуй». Был составлен административный протокол: по версии полиции, своей акцией мужчина «подрывал авторитет» российской армии. Однако суд не согласился с силовиками: он не нашёл в действиях пикетчика правонарушений.
Ранее Куйбышевский суд Петербурга прекратил дело по статье о дискредитации армии в отношении пикетчика Алексея Подгорных. Он 24 февраля пикетировал с плакатом «война — мир, свобода — рабство, незнание — сила, хватит искажений». Суд вновь не нашёл состава правонарушения в действиях Подгорных, обратив внимание на то, что на его плакате написаны только слова-антонимы и синонимы.
Приморский суд Петербурга прекратил дело Любови Крутенко, задержанной на антивоенной акции 24 февраля. После задержания Крутенко вменили статью об организации массового пребывания граждан в публичных местах, повлёкшего нарушение порядка (ч.1 ст. 20.2.2 КоАП). Во время рассмотрения дела судья обратила внимание, что в протоколе отсутствует подпись Крутенко о разъяснении ей процессуальных прав и обязанностей. В связи с этим суд признал протокол недопустимым доказательством и прекратил дело из-за отсутствия состава правонарушения.