Предупреждение: в материале содержится мат*
С началом войны с Украиной появилось большое количество сообщений о военнослужащих, отказавшихся принимать участие в «спецоперации». Их точное количество ещё неизвестно, но в СМИ уже попадала информация о массовых отказах: 60 военных из Пскова, почти 500 росгвардейцев из южного региона России и 300 контрактников из Южной Осетии, 11 сотрудников ОМОНа.
Адвокат Максим Гребенюк, основавший проект «Военный омбудсмен», сообщает о 40 обращениях с просьбой рассказать о последствиях таких отказов. За последние недели таких обращений стало больше «в разы».
Фото: Андрей Гордеев / Ведомости
Инженер одной из сибирских частей сообщил «Медиазоне», что после отказа от участия в войне начались «какие-то выяснения отношений, унижения». Такие отказы военнослужащему пришлось подписывать каждую неделю, пока его не пообещали в беседе с командованием уволить за «неисполнение условий контракта», затем — всё затихло. Но сейчас его направили в один из граничащих с Украиной регионов. Прогнозы военнослужащего печальные:
По словам людей более опытных, я еду в распоряжение своего прямого начальника, и перехода границы не будет. Но, зная, как всё это устроено в структуре Вооружённых сил, я уверен, что он будет. Естественно, там я тоже пойду в отказ, а там уже и до уголовного дела за дезертирство недалеко.
По словам адвоката Гребенюка, несмотря на существующие в уголовном кодексе 22 статьи для военнослужащих, преследовать за отказ воевать с Украиной можно лишь по одной из них — статье 332 УК, «неисполнение приказа, причинившее существенный вред интересам службы». Однако таких дел пока заведено не было. «Проблема в том, что приказов об участии в боевых действиях на заграничной территории не существует, ведь у нас не введено военное положение. Военнослужащих просто ставят перед фактом — едем туда, открываем огонь там».
Фото: Дмитрий Серебряков / ТАСС
Таким образом, единственным методом давления на военнослужащих остаются угрозы. Один из военных сообщил о следующей реакции командира на его отказ от участия в войне:
Товарищ полковник, загрузите его завтра в БТР и вывезите, понятно? Завтра загрузить и вывезти, и мне доложить! Можете связать, нахуй, можете так его, блядь, как кулёк туда, нахуй, запихнуть! Вывезти, блядь, туда его!
Из записи этого разговора становится известно, что командир пообещал рассказать родителям про «трусость» их сына. Житель одного из регионов на юге России рассказал «Медиазоне», что его отцу такое письмо пришло. В нём содержались унизительные описания отказавшегося от участия в войне солдата: «Нам стыдно за Вашего сына, что опозорил Вас и честь военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации и защитника своей Родины».
От унижений командир может перейти и к угрозе уголовным преследованием. В распоряжении «Медиазоны» оказалась запись ещё одной беседы начальства с военнослужащим, который не захотел воевать, сославшись на семейные обстоятельства:
Вы не можете не ехать. Не поедете туда — поедете, блядь, на 15 лет зону топтать и всё. Вместе со своими юристами будете бороться, блядь, с председателем военного суда.
Кроме того, военнослужащие рассказали «Медиазоне» об увольнениях в результате решения аттестационных комиссий — за «грубый дисциплинарный проступок».
*по законам Российской Федерации, СМИ не могут публиковать сообщения с нецензурной бранью, поэтому ранее все бранные слова мы были вынуждены заменять близкими по смыслу аналогами, однако с недавних пор мы пересмотрели свою редакционную политику и отказались от этой практики