Сотрудники крупнейшего учебного издательства «Просвещение» получили от руководства рекомендацию свести к минимуму упоминания Украины и Киева в российских школьных учебниках. Об этом рассказали «Медиазоне», трое редакторов издательства после конфиденциальной встречи с начальством.
Фото: Максим Стулов / Ведомости
Кроме того, все сотрудники «Просвещения» подписывают «огромное количество документов о неразглашении служебной информации» при приёме на работу. За проявление антивоенной позиции им грозит увольнение. Это, по информации «Медиазоны», уже случалось — за пост в Facebook.
Сотрудники издательства рассказали и о просьбе убрать флаги Украины везде, где это возможно:
То есть перед нами стоит задача — сделать так, как будто Украины просто нет. Это гораздо хуже, когда в учебнике просто не говорится о какой-то стране. Человек вырастает без базы знаний о какой-то стране, и ему тогда намного проще поверить в то, что ему рассказывают о ней из телевизора.
Учебники по окружающему миру без упоминания Киево-Печерской лавры уже прошли начальные этапы редактуры. В школах их можно будет увидеть уже в следующем году. Теперь «у нас просто монах Нестор просто написал „Повесть временных лет“, на этом всё».
Киево-Печерская лавра. Фото: pravlife.org
Ещё в следующем году выйдет учебник, автор которого — гражданин Украины, и его фамилия «откровенно намекает» на это. Издательству пришлось убрать фамилию автора с обложки и написать на обороте мелким шрифтом.
В начале апреля сотрудников «Просвещения» попросили не упоминать заблокированные соцсети в учебниках. Поиском «запрещённых» слов занимается робот: так, программа выявила упоминание запрещённой Meta в учебниках биологии — такое же сочетание букв нашлось в слове «метаболизм». Это же произошло с сочетанием букв «киев» в слове «Исаакиевский» — абзац был посвящён материалам, которые использовались для отделки собора.
По словам анонимной собеседницы «Медиазоны», после «отжатия Крыма» потребовалось срочно править информацию о нём в учебниках. Она добавила:
По факту сейчас все учебные издательства под Узуном и Ткачом, а они — просто руки Ротенберга, поэтому такое распоряжение, если было дано, было бы дано сразу всем. Независимых издателей, у которых есть возможность делать именно учебники, сейчас на рынке просто нет.
По словам источников «Медиазоны», даже если редактор попытается отстоять то или иное «запрещённое» слово или изображение, его могут «вычистить» на следующих этапах работы.