В начале заседания новый адвокат Навального Евгений Саломатов ходатайствовал, чтобы его освободили от участия в заседании для того, чтобы изучить полученные материалы дела. Судья его отпустила.
Также адвокат Навального Ольга Михайлова попросила суд, чтобы защитникам все же разрешили пронести в зал ноутбуки, диктофоны, телефоны и другие технические средства для работы.
Судья Котова объявила перерыв. Во время перерыва адвокат Навального Евгений Саломатов, которому разрешили отфотографировать обвинительное заключение, ознакомился с материалами и попросил освободить его от дальнейшего участия в процессе. Его отпустили. Адвокат снова, как и во время первого процесса, обратила внимание суда на том, что Навальный до сих пор одет в тюремную робу, что заранее показывает его в качестве виновного и попросила, чтобы Алексей находился в обычной одежде.
Фото: Сергей Ильницкий / EPA
Сам Навальный обратил внимание ещё и на выездной формат заседания, которое проходит не в здании суда, а в здании покровской колонии, где политик находится под стражей.
«Конечно, вы хотите спрятать это дело, а я хочу все опубликовать, — говорит сам Навальный. — Моё доказательство невиновности — выложить всё дело. Любой человек прочтёт дело и поймет, что это фейк. Поэтому защите не дают фотографировать дело, потому что коронавирус. Все остальные суды работают в обычном режиме, только мое дело должно рассматриваться здесь».
Навальный: «Вы не только меня прячете где-то, надеясь законопатить сюда. Вы прячете само это дело. В первый день процесса прокурор сказал — сейчас мы начнём с главного. И выяснилось, что там нет ничего. Главным доказательством по этому делу является то, что я оплачивал подписку на „Нетфликс“. С 2016 по 2020 год я делал какие-то траты — и это главное доказательство. И нет абсолютно ничего, что хотя бы косвенно указывало, что эти деньги я получал от ФБК*. Мое самое большое доказательство невиновности — просто выложить это дело. И любой человек, пролистав это, рассмеется и скажет: „Тут написано, что это абсолютный бред“»
Судья отклонила ходатайство защиты в полном объёме: адвокатам не разрешат пронести в зал ноутбуки, диктофоны, телефоны и другие технические средства, Навальный останется в тюремной робе.
Фото: Андрей Карев / Новая газета
После этого суд перешёл к допросу свидетелей. Первым из них стал бывший соратник Навального Виталий Серуканов, работающий на RT.
В своих показаниях Серуканов указал,что команда Навального — это «закрытое тоталитарное общество, где Алексей Анатольевич — один маленький бог». Он заявил, что ему якобы приходилось давать деньги из своего кармана волонтёрам, а на эти деньги Навальный якобы отдыхал, «набивал деньги в свои карманы». Он также рассказал про «многомиллионные переводы» Навальному и его жене и задался вопросом, не те ли это самые донаты, которые перечисляли на счёт.
Вдобавок бывший соратник Навального обвинил политика в люксовых поездках в европейские страны и покупку ювелирных украшений на сумму в 900 тысяч рублей.
Сам Серуканов, по его же словам, перед выборами мэра Москвы получал в штабе 10–15 тысяч рублей, «пока Навальный ходил в свой любимый стрип-клуб».
После этого Алексей Навальный задал несколько вопрос Серуканову, из ответов на которые стало ясно, что Серуканов не работал в команде Навального.
«У меня есть справка, что вы ни одного дня не работали в ФБК*», — заметил Навальный
«Поскольку свидетель Серуканов трясет этими 900 тысячами рублей, я хочу уточнить. Правильно я понимаю, что Леонид Волков со своих счетов купил два свадебных кольца, которые стоили несколько сот тысяч рублей, а вы теперь утверждаете, что это я купил украшение за 900 тысяч рублей?» — заявил Навальный.
Затем суд вызывал следующего свидетеля — бывшего сотрудника ФБК* Фёдора Горожанко. Он работал в фонде* до 2019 года и занимался почтовыми рассылками. После того, как в 2021 году в сети оказалась база сторонников Навального, ФБК* обвинил Горожанко в том, что у него остался доступ к данным, и он причастен к их сливу. Горожанко эти обвинения отрицал.
Фёдор Горожанко. Фото из личного архива.
Неожиданно для многих Фёдор Горожанко выступил в защиту Навального: «Ваша честь, несмотря на то, что вы называете меня свидетелем обвинения, я скорее выступлю в качестве свидетеля защиты. Потому что считаю, что Навальный законно осуществлял свою политическую деятельность на основе своих убеждений».
«ФБК* не занимался экстремистской деятельностью. Это была организация, которая показывала болевые точки государства и раскрывала коррупцию», — заявил свидетель Горожанко.
После этой короткой речи несколько вопросов свидетелю задал Навальный. Политик спросил у Горожанко был ли создан ФБК* для похищения денег. Горожанко назвал подобные обвинения абсурдными.
Также Горожанко заявил, что давал обвинительные показания на Навального под давлением. По его словам, когда он пришел в СК, куда его вызвали повесткой, следователь «выступал в роли режиссёра».
«Он сунул мне бумагу с обвинительным заключением, где были процитированы мои показания, что мне было делать, я учил, рассказал ему дважды, его это удовлетворило. Об этом я и хотел сказать», — говорит Горожанко на суде (цитата по «Медиазоне»**)
Суд объявил о завершении заседания. Следующее заседание состоится 22 февраля в 10 часов утра.
*Фонд борьбы с коррупцией признан судом экстремистской организацией, ликвидирован и запрещён;
**«Медиазона» признана «иноагентом»;
закон обязывает нас указать всё это.